Дизартрия что это такое как лечить в домашних условиях

Стертая и тяжелая дизартрия у детей — методики лечения, советы и отзывы

Дизартрия у детей является одним из разновидностей речевого нарушения, которое возникает из-за поражения центральной нервной системы.

Самыми явными нарушениями этого заболевания являются изменение интонации, темпа и ритма речи, а также нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков.

Детям, которые страдают дизартрией, очень сложно жевать и глотать.

Им иногда сложно застегивать одежду на пуговицы, попрыгать на одной ноге или вырезать ножницами. Также сложно им дается письменная речь, поэтому обучаются они в специализированных школах.

Как лечить дизартрию у ребенка

В связи с тем, что заболевание дизартрия — не самостоятельное и может наблюдаться при различных проявлениях расстройств нервной системы, содержание и очередность всех лечебных мер будут установлены после постановки врачом клинического диагноза, учитывая возраст и состояние больного.

Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. В зависимости от того, в какой стадии находится болезнь, применяются следующие мероприятия:

  • логопедическая коррекция;
  • лечение медикаментозное;
  • массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • ЛФК.

Опасное и тяжелое заболевание энцефалопатия печеночная практически всегда заканчивается летальным исходом. Есть ли способы этого избежать?

Не менее тяжелое расстройство речи у ребенка — сенсомоторная алалия. Лечение этого заболевания должно идти по нескольким направлениям. Только тогда оно будет достаточно успешным.

Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. Как таковых лекарственных препаратов от заболевания не существует.

Врачом назначаются лекарства, которые лишь убирают симптоматику болезни и облегчают общее состояние больного.

В медикаментозное лечение дизартрии у детей входят такие препараты:

  • Пантогам и снимающие спазм сосудов лекарства;
  • Магне В6.

Из серьезных препаратов могут назначить:

  1. Сосудистые:Кавинтон, Циннаризин, Стугерон, Глиатилин и Инстенон.
  2. Ноотропы: Пантокальцин, Энцефабол, Пикамилон.
  3. Метаболитические: Церебролизин, Актовегин, Церебролизат.
  4. Седативные: Персен, Ново-пассит, Тенотен.

Неплохие результаты показали следующие лекарства: Пирацетам, Финлепсин и Цереброкурин.

Легче происходит лечение стёртой дизартрии у детей.

Логопедическая практика у ребенка основывается на общем развитии всех сторон речи: грамматический строй, словарь, фонематический слых.

Упражнения и гимнастика направлены на развитие слухового восприятия, системы дыхания, внимания и памяти, а также стимуляцию артикуляции и общей моторики. Это важно, так как такие дети испытывают часто трудности в обучении письменной речи.

Отзывы родителей указывают на то, что среди прочих методик лечения дизартрии у детей очень полезным является также обучение детей в логопедических группах детского сада.

Популярной методикой лечения является дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой, которая позволяет отрегулировать речевое дыхание и установить плавность речи.

Суть гимнастики — резкий вдох носом, на котором будет акцентировано внимание ребенка.

Вдохи следует проводить произвольно и естественно. Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывая общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде.

В зависимости от степени и формы дизартрии, дыхательные упражнения подбираются индивидуально.

Обычно лечение проводят в стационаре, затем амбулаторно. Основная цель лечения дизартрию — устранить первопричину ее появления, то есть основного заболевания. Полный курс терапии составляет 4-5 месяцев.

Немаловажное значение несет лечебная физкультура. Все виды упражнений — развитие общей моторики. Лучше провести их перед гимнастикой для органов речи, босым без обуви.

Проводят и курсы массажа. Каждая техника массажа выполняется осторожно, без усилий, с легким разминанием, чтобы не вызвать спазм.

Осложнения и последствия

Дизартрия может привести к следующим осложнениям:

  • проблемы с социальной связью, способностью нормально общаться;
  • социальные проблемы, влияющие на отношения в семье и друзьями;
  • депрессии и социальной изоляции.

Отзывы родителей и врачей о методах лечения

Лечение дизартрии у детей беспокоит многих родителей и специалистов, изучим отзывы, которые они оставляют по результатам лечения:

  1. Елена. Моему сыну 5 лет поставили диагноз — дизартрия и ОНР 3 степени. Больше года мы работаем с частным логопедом и в результате имеем очень хорошие результаты, причем особенно заметны они тем, кто давно не видел моего сына. Конечно до идеала еще далеко, но мы работаем и отступать не собираемся. В сентябре уже собрались идти в логопедический детский садик, надеемся, что станет еще лучше.
  2. Марина. У моего сына тоже была дизартрия. Сейчас ему уже 14 лет — не осталось ничего практически явного от этой болезни. Он учится в англо-немецкой гимназии и имеет по английскому и русскому языку самые высокие оценки. Долго работали с логопедом частным образом. Ему делали специальный массаж, физиопроцедуры и физические упражнения.
  3. Виктор Петрович, доктор. Бездействие — враг в достижении положительного эффекта в лечении, поэтому очень важно начать лечение как можно раньше. И еще, дорогие родители, ни один специалист не избавит ребенка от дизартрии без вашей помощи.

Прогноз

Вовремя начатое лечение и систематическая работа с логопедом по устранению дизартрии у детей может дать положительный результат и прогноз.

Причем основную роль в лечении играет терапия ключевой болезни, усердие пациента и его родителей.

На практически полную нормализацию функцию речи могут рассчитывать в случае дизартрии стертой.

Такие дети, овладевая навыками правильной речи, могут вполне обучаться в обычной школе, а логопедическую помощь получать в поликлинике или школьном логопункте.

В случаях тяжелых возможно лишь улучшение состояния речи. Комплексный подход, включающий работу с логопедом, массажиста, невролога, психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре поможет достичь оптимального результата.

Выводы

Так как дизартрия спровоцирована нарушением работы головного мозга ребенка, очень трудно прогнозировать результат лечения.

Но если подойти комплексно к лечению и начать своевременную терапию, это поможет достичь отличных результатов. Многие дети посещают общеобразовательные заведения и практически незаметно отстают от своих одноклассников и друзей в развитии.

Что такое дизартрия: симптомы, формы заболевания и основы лечения у детей 5-6 лет

Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации. При дизартрии органы речи недостаточно подвижны. Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

Отчего возникает дизартрия?

Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом, сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими заболеваниями.

У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.

Такой распространенный симптом, как токсикоз при беременности, тоже может стать причиной

Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:

  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильное отравление.

Синдром дизартрии у детей

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении – она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.

Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание – это вполне может быть симптомом дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Читать еще:  Лечение лишая в домашних условиях у человека

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

Классификация дизартрии

В зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:

  1. Бульбарная дизартрия. Характерным признаком является отсутствие мимики. Часто заболевание сопровождается затруднением глотания, особенно жидкой пищи. Артикуляция невнятная, звуки трудно различимы. Поражены лицевой, тройничный, подъязычный, языкоглоточный и блуждающий нервы.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется монотонностью речи, нередко непроизвольным плачем или смехом. Поражены структуры головного мозга, в первую очередь корково-ядерные проводящие пути. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной.
  3. Корковая дизартрия. Ребенок неправильно произносит слоги, но структура слов сохраняется. Поражены отдельные зоны коры головного мозга.
  4. Мозжечковая дизартрия у детей вызывает частые изменения громкости и тональности голоса, речь растянутая. Поражен мозжечок.
  5. Подкорковая дизартрия. Ребенок говорит в нос, речь неотчетливая и невнятная. Возможна патология в виде самопроизвольных движений в различных группах мышц. Поражены подкорковые структуры, контролирующие формирование речи.
  6. Холодовая дизартрия. Проявляется в виде дефектов речи, связанных с резким изменением температурного режима окружающей среды.
  7. Смешанная форма дизартрии. Часто является следствием травм у детей младшего возраста.

Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:

  • I – Стертая дизартрия. Выявляется в 4 – 5 лет. Стертая форма характеризуется смешением или искажением звуков. Затруднено выговаривание шипящих и свистящих звуков. Может наблюдаться у детей с нормальным психофизическим развитием. Диагностируется только специалистом. Стертая дизартрия легче других поддается лечению.
  • II – Речь ребенка понятна, но имеет выраженные дефекты.
  • III – Речь ребенка искажена настолько, что понятна только близким.
  • IV – Речь не формируется или непонятна.

Диагностика заболевания

Поставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:

  • речи на наличие нарушений: общая оценка, ритм, темп, разборчивость произношения, правильность звучания отдельных звуков, словарный запас;
  • функционирования речевого аппарата: подвижность губ, движения верхней и нижней челюсти, спектр движений языка, правильность дыхания, состояние мягкого неба;
  • письма и устной речи.

Логопедическое исследование – неотъемлемая часть диагностики

Лечение дизартрии

Лечение должно быть комплексным. В первую очередь необходимо бороться с основным заболеванием, приведшим к появлению симптомов. Лечение включает медикаментозное воздействие, логопедическую коррекцию и реабилитационные мероприятия. Логопедические занятия по выработке речевых навыков состоят из:

  • развития мелкой моторики;
  • восстановления артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа;
  • гимнастики для дыхательных органов;
  • коррекции произношения звуков;
  • работы над повышением выразительности речи;
  • активного речевого общения.

Лечить медикаментами следует основное заболевание. Показано применение ноотропов. Они помогают улучшить память, активизировать работу мозга. Применение медикаментов желательно сочетать с другими мероприятиями:

  • лечебной физкультурой;
  • массажем, в том числе точечным;
  • физиотерапией, включая лечебные ванны;
  • иглоукалыванием;
  • гирудотерапией.

Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж – базовые занятия, которые можно практиковать как на приеме у логопеда, так и в домашних условиях (см. также: видео артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет)

Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

По согласованию с врачом – логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений:

  • надувать и втягивать щеки;
  • надувать то одну, то другую щеку;
  • имитировать сосание;
  • открывать и закрывать рот, щелкая зубами;
  • зажать зубами кусок марли или бинта и удерживать их, когда взрослый осторожно старается вытянуть ткань;
  • облизывать губы;
  • сосать леденец или кусочек сахара.

Хорошо помогают тренировать речь скороговорки. Особенно полезны те, которые содержат плохо выговариваемые ребенком звуки.

Что дальше?

Результат лечения в значительной степени зависит от тяжести заболевания. Тяжелые формы трудно поддаются лечению, однако регулярные занятия помогут улучшить дикцию. Прогноз по дизартрии I и II степени положительный, речь может быть скорректирована практически полностью, до совершенно чистого произношения. Главное – систематически заниматься и не опускать руки.

Дизартрия у детей: как заметить болезнь на начальном этапе

Первые месяцы жизни ребенка – самые важные. Именно в начале жизни закладывается фундамент здоровья и развития. Родители обязательно должны контролировать рост ребенка. Ведь существуют заболевания, которые появляются в самом раннем возрасте и влияют на развитие основного средства коммуникации – речь. Узнайте, как не допустить дизартрию или оперативно вылечить ее, если заболевание все же наступило.

Дизартрия у детей: общие понятия

Дизартрия – тяжелое расстройство речи, которое сопровождается неправильным произношением, неверной интонацией, нарушением артикуляции. В результате заболевания речь может стать невнятной или пропасть вовсе.

Чаще всего дизартрия имеет в основе расстройства нервной системы (центральной и периферической). Поэтому кроме логопедов, лечением дизартрии занимаются неврологи и психиатры.

Не так давно болезнь отмечалась, в среднем, у 4-5% детей, однако за последние годы наблюдается возрастание числа больных. Официальная статистика отдает дизартрии второе место среди логопедических заболеваний.

Причины возникновения

Часто дизартрия сопровождает такое заболевание как детский церебральный паралич. Причины возникновения расстройства речи те же, что и у детского заболевания мозга. Самые первые причины появления болезни могут проявиться в перинатальном периоде или в возрасте до 2 лет.

Среди этих причин могут быть:

  • Гипоксия плода (недостаток кислорода);
  • Асфиксия плода (удушение);
  • Тяжелые формы токсикоза будущей матери;
  • Конфликт крови матери и отца из-за резус-фактора;
  • Соматические болезни будущей матери;
  • Травматические состояния во время беременности;
  • Нетипичное течение беременности;
  • Желтуха новорожденного;
  • Недоношенность плода;
  • Энцефалит или менингит;
  • Тяжелое отравление;
  • Гидроцефалия;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Средний отит (гнойный).

Признаки заболевания

Практически все симптомы дизартрии проявляются в речи ребенка:

  • Синдром «каши во рту» — нечеткая, малопонятная и невнятная речь;
  • Ограничение движений лицевых мышц;
  • Изменение тональности голоса (резкое и непродолжительное);
  • Нарушения ритма дыхания;
  • Изменение скорости речи;
  • Проблемы с жевательной функцией;
  • Неуклюжесть;
  • Нарушения мелкой моторики: проблемы с застегиванием пуговиц или завязыванием шнурков.

Классификация заболевания

Классическое разделение дизартрии происходит по очагу поражений участков головного мозга при данном заболевании. Современная медицина различает пять видов дизартрии:

1. Бульбарная. Причиной заболевания может служить опухоль или воспаление в продолговатом мозге. Помимо общих симптомов характерно сглатывание гласных звуков и смазывание согласных в шипящий звук.

2. Псевдобульбарная (спастическая). Чаще всего развивается на фоне различных повреждений головного мозга (после энцефалита, родовых травм или вследствие тяжелого отравления организма). При такой форме заболевания характерна дисфункция языка.

3. Подкорковая. При таком типе заболевания страдает артикуляция, темп речи, ритм и интонация. Характеризуется повреждениями в подкорковых узлах. Из дополнительных симптомов отмечается непроизвольные сокращения мышц.

4. Корковая. Заболевание часто путают с дислалией или алалией. Это происходит из-за схожих симптомов. Для ребенка произношение звуков по отдельности не представляет сложности, но при этом в словах звуки запинаются. Особенно, это заметно при произношении согласных звуков. Дополнительным признаком корковой дизартрии является атаксия – неловкость походки, шаткость.

5. Мозжечковая. Самый редкий вид заболевания. На практике встречается в смешанном состоянии с другими типами. Основной симптом – выкрикивание при разговоре отдельных звуков.

Смешанный тип дизартрии не выделяют в отдельный вид. Для него характерно сочетание причин и признаков двух или более видов болезни.

Также болезнь различается по степени тяжести протекания заболевания:

  • I степень. Характерна слабовыраженная симптоматика, «стертые» признаки заболевания. Дефекты обнаруживаются только при специальном обследовании у логопеда.
  • II степень. На этой стадии речь пациента понятна всем, но небольшие дефекты периодически слышны.
  • III степень. При такой ситуации речь ребенка понятная только членам его семьи и друзьям (как самым близким людям к ребенку). Посторонним понять речь сложно.
  • IV степень. Самая тяжело поддающаяся коррекции форма заболевания. В этой стадии речь практически не разобрать, даже близким людям и членам семьи.

Лечение дизартрии

Для лечения такого заболевания, его необходимо классифицировать. Для каждого конкретного случая проводятся несколько видов обследования:

  • Осмотр ребенка невропатологом;
  • Консультация у логопеда;
  • Электрофизиологические процедуры (например, электроэнцефалография);
  • МРТ головного мозга.

Невропатолог назначает лечение по своему направлению. Его задача вылечить или купировать заболевание, на фоне которого развилось нарушение речи. Основное направление лечения дизартрии задает логопед. Для постановки точного диагноза, ему необходимо провести несколько процедур:

  • Определение типов нарушений речи;
  • Оценка речи в целом (темп, ритм, произношение, разборчивость);
  • Отделение расстройств, не связанных с артикуляцией;
  • Оценивание работы мимических мышц лица;
  • У детей старше пяти лет оценивается письменная речь.

После всех проведенных обследований разрабатывается индивидуальная программа лечения. Среди этапов терапии можно встретить следующие процедуры и мероприятия:

  • Стимуляция и нормализация дыхания;
  • Применение дыхательной гимнастики для развития речевого дыхания;
  • Стимуляция речевого аппарата;
  • Коррекция произношения;
  • Стимуляция и развитие речевой коммуникации;
  • Стимуляция мелкой моторики;
  • Развитие голосовой системы;
  • Работа над тональностью и выразительностью.
Читать еще:  Аденомиоз лечение народными средствами

Занятия с логопедом могут проводиться совместно с родителями ребенка или же индивидуально с маленьким пациентом. Помимо занятий с логопедом, терапия при дизартрии включает в себя:

  • Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются в случае выявления неврологических расстройств. В первую очередь лечится основное заболевание, на фоне которого развилась дизартрия. Лечение проводится с помощью ноотропных средств. Самолечение в таких случаях недопустимо. Большинство препаратов помогают также улучшить мозговое кровообращение, память, а также повышают внимание и способность к обучению. Из медикаментов можно выделить глицин, Фенибут, Энцефабол и церебролизин.
  • Физиотерапия. В качестве основного метода хорошо зарекомендовал себя точечный массаж головы. Также высока эффективность лечебных ванн и лечебной физкультуры. Прекрасно помогает иглоукалывание. Все процедуры должен проводить опытный специалист, который не допустит ухудшения ситуации посредством своих манипуляций. Врачу-физиотерапевту следует проявлять огромную осторожность при работе с детским организмом.

В лечении дизартрии важно начать своевременную терапию. На начальных стадиях болезнь хорошо лечится. Пока симптомы стерты или слабо выражены, врачи могут добиться полного устранения дефектов речи и коррекции всех расстройств.

Большое внимание уделяется работе родителей и детей. Залог успеха при лечении дизартрии — совместная работа. Врач не сможет находиться рядом с ребенком постоянно и направлять терапию. Задача родителей – поддерживать достигнутый результат, по возможности развивать успех лечения и ни в коем случае не допускать потерю всех достигнутых успехов.

Профилактика

В первую очередь предупреждающие меры проводятся в период беременности. В обязательном порядке следует проходить все назначенные гинекологом процедуры и обследования. После рождения ребенка профилактика заключается в следующем:

  • Постоянный контроль действий ребенка (во избежание травм головы);
  • Своевременное выявление и лечение нейроинфекционных заболеваний;
  • Предупреждение отравлений детского организма.

Дизартрия может появиться у ребенка по разным причинам. Родителям важно следить за речью ребенка и своевременно проходить осмотры у врача. Постоянный и систематический контроль здоровья ребенка повышает шанс на обнаружение болезни на ранних стадиях. Чем раньше обнаружится дизартрия у ребенка, тем выше шансы на полное выздоровление.

Все о детях

Массовые исследования речевого развития у детей старших групп в детских садах выявили нарушения в 40-60 % случаев. Стертая дизартрия – одна из легких степеней заболевания, на практике логопедов встречается довольно часто. В современной медицине есть проблемы с диагностированием этого вида дизартрии и ее последующим лечением, так как двигательная активность обычно у таких пациентов не страдает.

Что такое стертая дизартрия

Стертая форма дизартрии – патология речевой функции, причиной которой является небольшое поражение головного мозга, при котором у ребенка наблюдается смазанность артикуляции, плохая дикция, нечеткая речь, искажение шипящих и свистящих звуков. Недостатки особенно заметны при быстрой речи и когда малыш нервничает. Чаще всего данный вид заболевания обнаруживается у детей старше 5ти лет.

Среди детей с данной формой патологии выделяется три группы:

  • первая группа – заболевание проявляет себя заглатыванием некоторых звуков, их искажением. У ребенка нет проблем со слоговой структурой, он хорошо понимает процесс словообразования и умеет пользоваться полученными навыками;
  • вторая группа – частая замена звуком на неправильные, у ребенка нарушена фонематическая цепочка речи. В сложных словах возможны перестановки слогов местами, лексикон отстает;
  • третья группа – практически отсутствует правильная интонация в речи, непонимание того, как нужно строить сложные предложения. Ярко выраженное нарушение понимания звукового строения слова. Словарный запас сильно отстает от лексикона здоровых сверстников.

У детей со стертой формой дизартрии получается выполнять все упражнения, которые показывают им педагоги на коррекционных занятиях, но качество движений и артикуляции часто смазанное, наблюдается слабость в лицевых мышцах.

Особенности проявления заболевания

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста накладывает на их развитие свой отпечаток. Неврологические исследования данного заболевания выявили нарушения развития языкоглоточного и лицевого нерва, из-за этого у многих ребят страдает подвижность языка, губ и артикуляция.

Характерные особенности развития детей со стертой формой дизартрии:

  1. в первые месяцы жизни они плохо едят, быстро утомляются при сосании груди;
  2. далее отношение с едой остается натянутым: первые годы малыш отказывается от еды, плохо жует, иногда держит пищу за щекой, не глотая ее;
  3. из-за слабо развитых мышц лица и языка возникают проблемы с гигиеной, таким детям трудно полоскать полость рта;
  4. мелкая моторика также страдает: чаду трудно застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки, резать ножницами четко по линии, держать ровно кисть и проводить ею ровную черту;
  5. наблюдаются трудности с перехода от одного занятия на другое;
  6. при выполнении логопедических упражнений, из-за сильной утомляемости, часть языка может посинеть;
  7. часто такому малышу тяжело даются физические упражнения, танцы, прыжки на одной ноге, так как ему сложно управлять своим телом.

Стертая форма дизартрии вызывает у детей проблемы с мимикой, обычно, при разговоре можно увидеть асимметрию носогубных складок, напряжение губ при попытке улыбнуться и другие трудности с выражением эмоций на лице.

Признаки и причины патологии

Диагностика стертой дизартрии и методы ее коррекции не до конца развиты в современной медицине, несмотря на частотность данного заболевания. Легкая форма заболевания может проявляться не ярко выраженно, в отличии от бульбарной дизартрии.

Симптоматика стертой дизартрии у детей:

  • неловкие движения тела, непопадание в ритм музыки при танце, быстрая физическая утомляемость;
  • такие дети позже своих сверстников начинают крепко держать в руке предметы, учатся писать и держать правильно ручку;
  • наблюдается отсутствие силы в голосе;
  • нарушение артикуляции, смазанная речь: глотание звуков, иногда даже слов;
  • тремор языка;
  • излишняя суетливость и нервозность чада, которая не соответствует психологической обстановке;
  • в игре со своими сверстниками он несколько заторможен и медлителен.

Важно! Основным признаком стертой дизартрии, который можно увидеть невооруженным глазом, является гипоподвижность мышц лица, ребенок медленно и отстало от речи шевелит губами, пассивен в разговорах и активных играх.

Возможные причины заболевания:

  1. нарушения в перинатальном периоде: сильный токсикоз, гипертония на поздних сроках у будущей матери, несовместимость иммунитетов плода и женщины, инфекционные заболевания;
  2. патологии во время родов: асфиксия младенца, внутричерепная травма;
  3. инфекции у младенца в первый год жизни (ГРИПП, менингит, краснуха и т. д.).

В целом, причиной дизартрии является нарушение мозговой деятельности, которая появляется во внутриутробном периоде, во время родов или в первый год жизни младенца.

Лечение

Стертая форма заболевания, так же, как и подкорковой дизартрии, требует комплексного подхода в лечении. В борьбу с нарушениями речевого аппарата должны вступать родители, педагоги-логопеды и врачи. Чаще всего лечение затягивается на долгие месяцы и результаты приносит очень медленно. При выявлении первых симптомов необходимо обратиться за осмотром к невропатологу.

Комплексная терапия включает в себя:

  • коррекционные занятия с педагогами;
  • прием медицинских препаратов;
  • работа с психологом.

Развитие мелкой моторики и артикуляции – ключевой пункт в лечении, систематическое повторение упражнений, массажа в домашний условиях и в коррекционных группах могут дать отличный эффект. Педагог должен обучить родителей тому, как правильно выполнять массаж для расслабления мышц лица или придания им тонуса, какие упражнения и сколько раз нужно выполнять дома с ребенком.

Дыхательная гимнастика, которая обычно входит в терапевтический курс для детей с таким диагнозом, помогает установить плавность речи, убирает скомканность звуков и слогов. Педагогами рекомендуется делать упор на игровые занятия с малышом дома: собирание пазла, шнуровка, мозаика с мелкими деталями, узнавание предмета через мешок и т. д.

Вспомогательные медикаменты: успокоительные седативные средства, (Глицин, Фенибут, Тенотен), ноотропные препараты, лечебные ванны. Лекарственные средства, дозировка и длительность курса должны подбираться строго врачом.

Внимание! Успех терапевтических мероприятий во многом зависит от слаженности взаимодействия педагогов и родителей.

Эмоциональные нарушения: скованность, зажатость, комплексы перед сверстниками – нужно корректировать параллельно логопедическим занятиям с детским психологом. Дети, с которыми проводят коррекционные процедуры, способны учиться в общеобразовательных учреждениях и догоняют своих одноклассников в развитии.

Прогноз лечения стертой дизартрии у детей всегда разный, если стадия у заболевания легкая, то коррекция проходит быстро и легко, если запущенная, то бороться можно многие месяцы, добившись небольших улучшений. Эффект терапии зависит от индивидуальных психических особенностей ребенка, частоты занятий с ним и правильного подбора препаратов.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию