Гимнастика для пальцев рук для детей

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий

Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет

Софья Тимофеева кандидат педагогических наук

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики “скачут” по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет “рожками” в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука “открывает” калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука “проползает”).

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём “пирожки”)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем “козырёк”)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая. (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: “Бом!”. (хлопаем)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, (“крошим хлебушек” всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Статья предоставлена детским эко-клубом “Умничка”

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Наряду с такими технологиями ,как Су-джок терапия и пескотерапия пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:

  • Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
  • Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
  • Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
  • Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
  • Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом он сможет усилить контроль за своими движениями.
  • В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
  • С помощью пальчиковых игр можно развить фантазию и воображение ребёнка. Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
  • После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.
Читать еще:  Кокосовое молоко польза

Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики.

Самыми первыми пальчиковыми играми для малыша могут стать следующие упражнения:

Сорока.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
– Сорока-белобока
– Кашку варила,
– Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
– Этому дала,
– Этому дала,
– Этому дала,
– Этому дала,
– Этому дала.

или, как вариант :

– Этому не дала:
– Ты воды не носил,
– Дров не рубил,
– Каши не варил –
– Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается.

ЗамОк!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
– На двери висит замок.
– Кто его открыть бы мог?
– Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
– Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
– Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
– И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

– С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
– И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
– Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
– Я попробую немножко.
– Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
– Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

– Рыбки плавали, ныряли
– В чистой тепленькой воде.
– То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
– Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
– То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Для детей постарше можно применять следующие упражнения:

Комплекс упражнений для развития моторики пальцев рук

УПРАЖНЕНИЕ 1.Кончик большого пальца правой руки поочередно касается пальчиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (“пальчики здороваются”); то же упражнение выполнять паль­цами левой руки; те же движения производить одновременно пальца­ми правой и левой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Пальцы правой руки дотягиваются до пальцев ле­вой руки – по очереди “здороваются”, начиная с мизинца; пальцы правой руки “здороваются» с пальцами левой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 3.Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им (“оса”); те же движения производить указательным пальцем левой руки; те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук (“осы”).

УПРАЖНЕНИЕ 4. Указательный и большой пальцы правой руки “бегают” по столу (“человечек”); те же движения производить пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами обеих рук (“дети бегают наперегонки”).

УПРАЖНЕНИЕ 5.Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков – к себе и от себя.

УПРАЖНЕНИЕ 6.Вытянуть указательным палец и мизинец правой руки («коза»), то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук («козлята»).

УПРАЖНЕНИЕ 7.Образовать два кружка из большого и указатель­ного пальцев обеих рук, соединить их (“очки”).

УПРАЖНЕНИЕ 8. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца (“зайчик”); то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнить пальцами обеих рун (“зайцы”).

УПРАЖНЕНИЕ 9.Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (“деревья”).

УПРАЖНЕНИЕ 10. Поочередно огибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; то же упражнение, но огибать пальцы о мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцам!” левое руки.

УПРАЖНЕНИЕ 11. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнять то же упражне­ние, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 12.Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянут вверх /” флажок “/.

УПРАЖНЕНИЕ 13. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вы­тянуты вверх, приблизить их (“двое разговаривают”).

УПРАЖНЕНИЕ 14.Правую руку согнуть в кулан, на нее сверху изложить горизонтальную левую (“стол”).

УПРАЖНЕНИЕ 15. Правую руку согнуть в кулак, а левую присло­нить к ней вертикально (“стул”, “кресло”).

УПРАЖНЕНИЕ,» 16. Согнуть пальцы левой руки б кулак, оставив сверху отверстие (“бочонок с водой”); левая рука в том же поло­жении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху (“птичка пьет водичку”).

УПРАЖНЕНИЕ 17. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу (“миска”, “гнездо”); обе руки в том те положении, но большие пальцы опустить внутрь (“птичье гнездо с яйцами”).

УПРАЖНЕНИЕ 18. Дерма пальцы вверх, соединить кончики сред­него и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь (“ворота”, ”дверь”).

УПРАЖНЕНИЕ 19.Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук (“крыша”, “башня”, “дом”); руки в том же положении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед “крышей” (“магазин”).

УПРАЖНЕНИЕ 20. Пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы находятся по обеим сторонам “прилавка” (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и “разговаривают” друг с другом, как продавец и покупатель.

УПРАЖНЕНИЕ 21. Придать руки тыльной стороной друг к другу, опустить палым вниз (“корни растений”); вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы “бегут” по столу (“бежит соба­ка, лошадь”); пальцы правой руки находятся в том же положении, расставить указательный и средний пальцы левой руки (изображают всадника): посадить “всадника” на “коня” – указательный палец правой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 22. Положить правую руку на стол, поднять указа­тельный и средний пальцы, расставить их /” улитка о усиками “/; правая рука в том же положении, левую руку положить сверху /” ра­ковина улитки “/.

УПРАЖНЕНИЕ 23.Соединить большой, средний и безымянный паль­цы правой руки, указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх (“собака”).

УПРАЖНЕНИЕ 24. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки (“птица в гнезде”).

УПРАЖНЕНИЕ 25. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их (“лодочка”).

УПРАЖНЕНИЕ 26. Прижать тыльные стороны рук друг “л другу, скрестив пальцы, поднять их вверх (“елка”, “ветви”).

УПРАЖНЕНИЕ 27.Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные сто­роны рук – вверх, большие пальцы вытянуты вверх (“пассажиры в ав­тобусе”).

УПРАЖНЕНИЕ 28.Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх, опустить средний палей правой руки вниз и свободно вращать им («колокол»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10423 – | 7908 – или читать все.

93.79.246.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Пальчиковая гимнастика для детей

Здравствуйте, мы рады приветствовать на сайте НИИ «Эврика» как постоянных своих читателей, так и новичков! Многие родители маленьких карапузиков слышали, что развитие речи малышей напрямую связано со степенью развития их пальчиков — так называемой мелкой моторикой. Но не все представляют, как нужно тренировать ручки крохи и с какого возраста это нужно делать. Сегодня мы расскажем о том, какой должна быть пальчиковая гимнастика для детей от самого рождения до трёх лет.

Правила выполнения пальчиковой гимнастики

Выполняя упражнения с маленьким ребёнком, старайтесь придерживаться определённых правил:

  • Нагрузка на левую и правую руки малыша должна быть равномерной.
  • Каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями (потрясти каждым пальчиком или кистью карапуза).
  • Проводить занятия нужно ежедневно, уделяя им от 5 до 15 минут в зависимости от возраста крохи.

Упражнения для детей от 0 до 6 месяцев

В этом возрасте малыш не умеет делать упражнения самостоятельно. Поэтому пальчиковая гимнастика будет пассивной, то есть вам придётся выполнять все движения за кроху.

Не забывайте каждое упражнение сопровождать весёлой потешкой или стишком.

«Пальчики»

Это упражнение поможет малышу быстрее разжать кулачок. Аккуратно отгибайте по одному пальчику, массируйте его, а потом снова сгибайте, приговаривая:

Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик грибы съел,
Оттого и потолстел.

«Улитка»

Держите ладошку ребёнка открытой и своим пальцем «рисуйте» спираль от середины ладони малыша до основания пальцев, захватывая внутреннюю сторону большого пальца.

При этом говорите карапузу стишки:

Улитка, улитка, улитка ползёт,
Улитка в тележке конфетки везёт.
Улитка, улитка, улитка ползёт,
Улитка в тележке печенье везёт.
Улитка, улитка, улитка ползёт,
Улитка (имя ребёнка) подарок везёт.

Повторяйте по 2–3 раза для каждой ручки.

«Вся моя семья»

Слегка потяните каждый пальчик, затем сделайте круговые движения в одну и в другую сторону, и так с каждым пальчиком. Свои действия сопровождайте словами:

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

На последних словах сожмите пальчики крохи в кулачок и поднесите его к груди ребёнка.

Для того, чтобы кулачок карапуза лучше раскрывался, хлопайте его ладошками по своим ладоням, по воде во время купания, по разным поверхностям (по столу, полу и т.д.). Также можно делать следующее упражнение: при выкладывании ребёнка на животик раскройте кисти малыша и, накрыв их своими руками, удерживайте ручку прижатой к поверхности какое-то время.

Когда малыш начнёт тянуться и брать погремушки, обращайте внимание на то, чтобы большой пальчик всегда оказывался поверх кулачка. Если ваш ребёнок неправильно захватывает вещь, то аккуратно выправляйте пальчик. Для формирования правильного захвата лучше использовать погремушки с длинной округлой ручкой.

Пальчиковая гимнастика от 6 месяцев до года

Карапуз ещё не может проговаривать стишок или считалочку, но для него очень важно тесное и тёплое общение с родными людьми. Когда мама или папа берут кроху на ручки, сажают его себе на колени, поглаживают его ручки, похлопывают, щекочут, шепчут что-то ласковое и нежное на ушко, море положительных эмоций обеспечено.

«Твоя ладошка»

Твоя ладошка — это пруд,
По ней кораблики плывут (медленно водим согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну).
Твоя ладошка — как лужок,
А сверху падает снежок (дотрагиваемся кончиками пальцев до ладошки ребёнка).
Твоя ладошка — как тетрадь,
В тетради можно рисовать (указательным пальцем «рисуем» по ладошке).
Твоя ладошка — как окно,
Его помыть пора давно (трем ладошку пальцами, сжатыми в кулак).
Твоя ладошка — как дорожка,
А по дорожке ходит кошка (осторожно переступаем пальцами по ладошке малыша).

«Червячки»

Сначала упражнение делаем для правой ручки, а затем для левой.

Раз, два, три, четыре, пять!
Червячки хотят гулять (перебираем по очереди пальчики малыша, нажимая на подушечки пальчиков).
Раз, два, три, четыре, пять!
Червячки пошли гулять (берём каждый пальчик и слегка его трясём).
Вдруг ворона подбегает (бежим своими пальцами по ладошке малыша),
Головой она кивает (взрослый кивает головой, малыш — тоже),
Каркает: «Вот и обед!» (сжимаем все пальчики малыша в кулачок).
Глядь, а червячков уж нет (раскрываем кулачок).

«Кошка и мышка»

Как у нашей кошки
Беленькие ножки,
Мяконькие лапки,
Коготки-царапки.
Поцарапаем немножко,
Не ребята мы, а кошки (идём пальчиками осторожно, как кошка).
Как у нашей мышки
Ножки-коротышки.
Ножки мышкины спешат
К сырной корке — и назад (изображаем пальчиками, как бегает мышка).

Пальчиковые упражнения от года до двух

По мере взросления карапуза упражнения усложняются. Пальчиковая гимнастика предполагает самостоятельное совершение ребёнком движений на основе подражания действиям взрослого, становится активной.

Если у малыша возникают трудности при выполнении задания, взрослые должны помочь крохе удержать не участвующие в данный момент пальчики от непроизвольных движений.

«Работник»

Топором дрова колю (имитировать действия топора, двигать ладошками вверх-вниз),
А потом пилой пилю (имитировать действия пилы — двигать ладошками вперёд-назад).
Отнесу их бабушке (показать ладошки),
Чтоб испечь оладушки (похлопать ладонями друг о друга).

«Тортик»

Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики).
Сладкий тортик испечём (хлопаем ладошками друг о друга).
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по столу),
А верхушку — сладким кремом (хлопаем по столу ладошками).
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук).
А потом заварим чай —
Приходи и не скучай («пьём» из «чашек»).

«Лодочка»

Две ладошки прижму
И по морю поплыву (прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы).
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя (делать волнообразные движения руками — «лодочка плывёт»)
Паруса подниму (у соединённых вместе рук поднять вверх большие пальцы),
Синим морем поплыву (снова волнообразные движения руками — «лодочкой»).
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там (полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова делать волнообразные движения — «рыбки плывут»).

Упражнения для малышей от двух до трёх лет

Для малышей 2–3 лет хорошими упражнениями для пальчиков станут нанизывание бусин на проволоку, наклеивание семян различных растений в виде аппликации, шнуровка, мозаика, складывание пазлов.

Кроме того, нужно продолжать пальчиковую гимнастику под весёлые стихи, кстати, ребёнок уже вполне может сам придумывать некоторые движения.

«Стирка»

Буду маме помогать (трём кулачки друг о друга),
Буду сам бельё стирать.
Мылом мою я носки (проводим кулачком по ладошке),
Крепко трутся кулачки (трём кулачки друг о друга).
Сполосну носки я ловко (двигаем кистями вправо и влево)
И повешу на верёвку (поднять руки вверх, кисти согнуть).

«Весёлый гном»

Жил да был весёлый гном (поднимаем руки над головой, изображая колпак)
С круглыми ушами (описать вокруг ушей большие круги).
Он на сахарной горе (локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, чтобы образовался треугольник)
Спал под воротами (пальцы изображают ворота).
Вдруг откуда ни возьмись
Великан явился (руки высоко подняты над головой).
Скушать гору он хотел (движения, как будто едим руками),
Только подавился (хватать воздух ртом и надувать щёки)!
Ну а что весёлый гном?
Так и спит глубоким сном! (сложить ладошки под щёчку).

В чём польза пальчиковой гимнастики для ребёнка?

Занятия пальчиковой гимнастикой с самого раннего возраста благотворно сказываются на развитии ребёнка.

  • Благодаря мелкой моторике малыш легко овладевает рисованием, лепкой, а в дальнейшем и письмом.
  • Карапуз раньше начинает говорить.
  • Малыш обладает хорошей памятью, воображением.
  • У крохи, как правило, обнаруживаются задатки к творчеству.

Именно поэтому пальчиковой гимнастике нужно уделять внимание с самых первых дней жизни малыша.

Уважаемые читатели, мы желаем успехов вам и вашим ребятишкам!

Всего вам доброго! До новых встреч!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Пальчиковая гимнастика в стихах для дошкольников

Будем мы варить компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Фруктов нужно много – Вот!(Указательным пальцем с середину ладоши)
Будем яблоки крошить, (Загибаем по одному пальцу)
Будем груши мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Угостим честной народ.(Раскрытые ладони протягиваем вперед)

Мы капусту рубим, рубим,
(движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём,
(потереть кулак одной руки о кулак другой)
Мы капусту солим, солим,
(пальцы сложить в щепотку,солим)
Мы капусту жмём, жмём,
(сжимать и разжимать кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам!
(сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)

Мы строгали, мы строгали,
(движения руками вправо-влево)
Доски гладенькими стали,
(движения ладонями)
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровненькими были.
(движения ладонями, пилят)
Мы сложили их рядком,
(соединяют ладони вместе)
Прибивали молотком.
(стучат кулачком по кулачку)
Получился птичий дом.
(показывают дом ладонями)
Мы на улицу идем,
(шагают на месте)
Высоко его прибьём.
(поднимают руки вверх)
Чтобы птицы залетали, а котята не достали.
(грозят пальчиком)

Встал зайчишка рано
(кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел
(идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел
(кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст…
(“заяц” грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся
(c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –
долго отдувался!
(показываем, как заяц движется по столу)

Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть – и правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)
С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть и правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!
(обхватываем себя руками – “обнимаем”)

Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,
(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
(приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.

Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так!
(изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так!
(имитируем все указанные в стихотворении движения)

Считалочка про пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Как богатырь былинный.
Четвертый – Сиротинка,
Без имени детинка,
С наперстком оловянным
Зовется безымянным.
А пятый – Коротышка,
Проказливый мальчишка,
Шалун и привереда,
Мизинчик-непоседа!

Знакомство с пальчиками

Дружно пальцы встали в ряд
(покажите ладони)
Десять крепеньких ребят
(сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка
(покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка
(продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны
(покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки
(вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
(покажите большие пальцы)
Два больших и удалых
(остальные пальцы сожмите в кулак)

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет “рожками” в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука “открывает” калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука “проползает”).

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём “пирожки”)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем “козырёк”)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая. (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: “Бом!”. (хлопаем)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, (“крошим хлебушек” всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)

Два больших пальца спорят:
(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)
Кто главней из них двоих?
(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их.
(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

Этот пальчик большой —
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Дружная семейка!
(Сжать руку в кулак несколько раз.)

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию