Массаж при дизартрии у детей

Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии у дошкольников

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 10.06.2014

Статья просмотрена: 1972 раза

Библиографическое описание:

Ермилова Е. Я. Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии у дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 193-195. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5855/ (дата обращения: 19.11.2019).

Дизартрия является одним из тяжелых речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых имеют более выраженный очаговый характер. У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нервной системы плода и новорожденного) [4,с.152].

Среди наиболее распространенных дизартрических расстройств очень часто в логопедической практике встречается стертая дизартрия. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах.

В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50 % детей имеют стёртую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления.

Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлено на:

– развитие сенсорных функций;

– уточнение пространственных представлений;

– формирование конструктивного праксиса;

– развитие высших корковых функций;

– формирование тонких дифференцированных движений рук;

– формирование познавательной деятельности;

– психологическую подготовку ребенка к обучению в школе. [1,с.14]

Логопедическая работа осуществляется следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т. е. устранение симптомов стертой дизартрии.

При коррекции стертой дизартрии основная форма логопедической работы — индивидуальная. Основными методами логопедического воздействия являются: дифференцированный логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, начальные этапы голосовой и дыхательной гимнастики. Так же логопедическая работа предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу.

Вопрос организации логопедической помощи детям со стертой дизартрией остается весьма актуальным, учитывая распространенность этого дефекта. Опираясь на опыт многих логопедов — практиков можно с уверенностью утверждать, что коррекция дизартрических расстройств будет мало эффективна без применения массажных комплексов. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Речевые кинестезии имеют очень важное значение в формировании как импрессивной, так и экспрессивной речи.

В результате массажа усиливается мозговое кровообращение и метаболизм, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т. д.), вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.

В работе с детьми, имеющими речевую патологию, используют массажи рефлексогенных зон (кистей, стоп, волосистой части головы), сегментарно-рефлекторный, линейный, точечный.

Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц, поэтому пренебрегать данным методом не следует [5,c.6].

Массаж — один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека — может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей.

Установить точно, где и когда начали осознанно применять массаж, невозможно. До нас дошло множество источников (наскальные рисунки, письмена и пр.), достоверно доказывающих, что он возник на заре человечества и использовался практически во всех уголках Земли. Люди, зачастую не имея других средств врачевания, прибегали к единственному, которое было доступно, — рукам.

О том, что массаж был знаком первобытным людям, говорят сведения о его применении народами, обитавшими на островах Тихого океана.

В древнеиндийских медицинских трактатах — «Аюр-Веды» — подробно описаны приемы массажа. В основном в те времена им занимались священнослужители. Умение исцелять с помощью рук вызывало у людей восхищение и суеверный страх. Описано применение массажа индусами во времена вступления в их страну Александра Македонского (327 до н. э.). Так лечили страдающих от укусов змей воинов [3, c.6]

С XIX века, особенно во второй его половине, медики пытались дать научное обоснование массажу.

В России в конце XIX века ведущие врачи-клиницисты принимали активное участие в научных разработках методики массажа, широко внедряя его в лечебную практику. Неоценимый вклад в развитие европейского массажа внесли И. В. Заблудовский, М. К. Барсов, В. В. Гамолицкий, Е. Н. Залесова, Н. И. Рачинский, В. К. Крамаренко, К. Г. Соловьев, И. П. Каллистов, А. В. Янченко, И. М. Саркизов-Серазини.

Самая большая заслуга в развитии теории и практики массажа в России до революции принадлежит русскому ученому, приват-доценту Военно-медицинской академии в Петербурге И. В. Заблудовскому. Он создал стройную научно обоснованную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа, в связи, с чем его по праву называют отцом современного массажа [3, с.9].

Особенно большой интерес к массажу в России возник несколько десятилетий назад. Углубленное теоретическое и клиническое его изучение провели И. Н. Асадчих, А. В. Сироткина, Г. Р. Ткачева, В. И. Дубровский и др.

Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.

Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.

Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

1. Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

2. Устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;

3. Стимуляция положительных кинестезий;

4. Улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

5. Увеличение силы мышечных сокращений;

6. Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Е. Ф. Архипова предлагает три комплекса дифференцированного логопедического массажа, в каждом из которых предлагаются упражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики.

I. комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус).

II. комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия).

III. комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус) [2,с.4]

Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата, мимические мышцы лица, мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного аппарата. Осуществляется при помощи специальных приемов, выполняемых рукой массажиста или с помощью специальных приспособлений (шпатели, постановочные зонды, зонды, предложенные Е. В. Новиковой). [1,с.4] Все вышеозначенные группы мышц представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство. В силу этого логопедический массаж обязательно должен включать все вышеперечисленные области, даже в тех случаях, когда отмечается поражение мышц лишь на локальном участке.

Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.

Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности [3,с.12].

1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 254, [2 е.: ил. — (Высшая школа).

2. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. — М.: «Астрель», 2008 г.

3. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

5. Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. — М.: Айрис-пресс, 2010. — (Популярная логопедия).

Логопедический массаж для лечения дизартрии и заикания

Нарушения речи, такие как заикание и дизартрия, не всегда требуют вмешательства врача-логопеда и долгого, сложного лечения. В домашних условиях эффективен будет комплекс мер, состоящих из водных процедур, физиотерапии и массажа. При регулярных занятиях первые положительные перемены будут заметны уже через несколько сеансов. Выбор массажной техники зависит от показаний и индивидуальных особенностей, а определение курса происходит на консультации с врачом.

Польза массажа при дизартрии и заикании

Дизартрией называют дефект речи, вызванный поражением нервной системы. Проблемы с функциональностью нервных клеток речевого аппарата отражаются на артикуляции, снижении подвижности губ, языка и мягкого неба. Заикание — это патология, для которой характерно нарушение нормального ритма речи, сопровождающееся повторением или пролонгацией как звуков, так и слогов.

Лечение дизартрии всегда комплексное, и состоит из медикаментов, имеющих седативное действие, лечебной физкультуры, водной терапии, массажных процедур и занятий с педагогом или психологом, если заболевание прогрессирующее. Для избавления от заикания также используют медикаментозное и физиотерапевтическое воздействие, а если лечение не дает результаты, то прибегают к помощи логопедов и психологов.

Читать еще:  Упражнения чтобы ребенок сел

Полезные свойства массажа при заикании и дизартрии у детей объясняются механическим воздействием, направленным на улучшение состояния нервов и тканей в речевом аппарате. К основным целям процедур относят:

  • нормализация произношения слов;
  • эмоциональное оздоровление;
  • активацию речевого аппарата через развитие мышц с недостаточной сократительной способностью;
  • улучшение глотательного рефлекса;
  • стимулирование зон головного мозга, отвечающих за речь.

Логопедический массаж при дизартрии и заикании также направлен на коррекцию речи и имеет благоприятное воздействие на психику ребенка. Во время сеансов происходит не только улучшение речевых функций, но и:

  • улучшается состояние мышечного тонуса мимической и общей мускулатуры;
  • устраняется патология голосовых связок;
  • укрепляется капиллярная сеть;
  • улучшается движение биологических жидкостей;
  • нормализуется работа кожных клеток;
  • увеличивается амплитуда артикуляционных движений;
  • снижаются спазмы мышц артикуляционного аппарата;
  • формируются скоординированные артикуляционные движения.

Обычно логопедический массаж при заикании проводят в медицинских центрах дефектологи и логопеды, но после прохождения обучающего курса родители могут выполнять простые процедуры и дома. Массаж затрагивает голову, шею и верхнюю часть плеч, и не имеет противопоказаний. Научиться делать его несложно, но консультация с врачом обязательна: логопед должен определить тип процедур исходя из вида и стадии заболевания, частоту, продолжительность и интенсивность сеансов.

Виды массажа

Коррекционная работа по развитию речи у ребенка подразумевает использование нескольких массажных практик, являющихся методом активного механического воздействия. Они направлены на улучшение работы речевого аппарата, снятие спазмов, активацию движения крови и лимфы.

Основных видов логопедического массажа пять — это:

Классическая проработка происходит приемами поглаживания и вибраций, и их производных. Сегментарно-рефлекторный выполняется для каждой из групп мышц, отвечающих за речевые функции. Зондовая техника улучшает мышечную активность и подвижность языка, что приводит к улучшению четкости звуков. Во время сеансов используются зонды уникальной формы, предназначенные для проработки определенной области.

Зональная техника

К зональной проработке относят массирование языка и лица. Во время процедуры обязательно использование марлевой салфетки. Интенсивность движений зависит от цели сеанса: чтобы добиться расслабления проводят спокойные движения, поглаживающие и расслабляющие. Для стимулирования работы мышц делать процедуру необходимо с большей интенсивностью.

Начинают сеанс с простукивания области над верхней губой, затем — над нижней. После чего губы складывают трубочкой и растягивают. Затем указательный палец вводят в рот и продолжают массирование щек изнутри, одновременно прорабатывая внешнюю поверхность пальцем большим. В завершении процедуры несколько раз поднимают и опускают язык, аккуратно массируют подъязычную и щечную мышцы. Если мышцы напряжены, то сначала поглаживают от корня языка к кончику.

Для лица

Массаж лица при дизартрии начинается с упражнений, направленных на расслабление мышц шеи. Это плавные повороты головы влево и вправо. Лицо мягко поглаживают от бровей к линии роста волос и к вискам. Область вокруг глаз массируют по направлению от внутреннего уголка к наружному по верхнему веку, и в обратном направлении — по нижнему. Щеки проходят дугообразными движениями от крыльев носа к скулам, а по всей поверхности щеки — ровными круговыми движениями. Губы массируют от центральной точки к углам. Ушную раковину только поглаживают, а подбородок — растирают. Завершают сеанс мягкими поглаживаниями носогубного треугольника. Каждый из приемов разрешено проводить от 3 до 6 раз.

Классическая логопедическая проработка

Выполнение классической массажной техники требует соблюдения основных правил и последовательности действий. Начинается процедуры всегда с легкого похлопывания кончиками пальцев вокруг рта в правую и в левую сторону. Затем прием дополняют ввинчиваниями, и повторяют еще несколько раз.

Массирование верхних мышц включает легкие похлопывания подушечкой указательного пальца. Направление — от носа к центральной точке над верхней губой. Затем эту область проходят растираниями. Далее, нужно поставить большой и указательный палец на уголки губ, и сделать несколько ровных пружинистых движений. Когда пальцы сводят уголки губ, ребенок должен произнести долгое «У».

Указательный палец перемещают на нижнюю губу, и подводят ее к верхней. Движения сопровождают звуком «Ба-ба». Затем губы нужно сомкнуть большим и указательным пальцем, совершая легкие щипкообразные движения. Одновременно произносится долгий звук «М».

Продолжают сеанс так: указательный палец, обернутый мягкой салфеткой, перемещают за щеку малыша изнутри, а указательный располагают на ее внешней поверхности. Плавным круговым движением проходят всю щеку, приподнимая мышцы вверх. После нескольких повторов процедуру проводят и для второй щеки.

В завершении массажной процедуры приподнимают кончик языка к верхней челюсти, повторяя звуки «Та-та» и «Да-да». Первые сеансы массажа должны занимать не более 7 минут. Со временем продолжительность увеличивают до 15-20 минут. Средний курс рассчитан на 15-20 сеансов, которые проводят в течение 1,5-2 месяцев.

Точечный массаж

Лечебный эффект акупрессуры заключается в воздействии на биологически активные точки. Во время сеанса БАТ массируют подушечками пальцев, совершая ровные круговые движения. Всего для проработки используют 17 точек, а массажный курс состоит из 20-23 процедур. Первую неделю выполнение массажа ежедневно, затем сеансы проводят через день. В зависимости от того, как дети заикаются, какая наблюдается динамика лечения и каково состояние здоровья, в год повторяют 2-3 полных курса.

Правила точечной проработки

Точечный массаж при заикании — это легкая и расслабляющая методика. Сеанс начинают с воздействия на точку Фэн-чи, расположенную на затылке на расстоянии 1,5 цуня от сосцевидного отростка. Вторая точка симметрична. Я-мэнь лежит над затылочным бугром на 2 цуня ниже Фэн-чи. Затем прорабатывают парную точку Гао-хуан-шу, расположенного по обе стороны от позвоночника на 3 цуня левее и правее 4 и 5 грудного позвонка. Затем переходят к точке Хэ-гу: большой и указательный палец одной руки расставляют, и на область между ними ставят большой палец второй руки. Точка будет расположена между 1 и 2 пястными костями под кончиком большого пальца. Во время выполнения точечного массажа при заикании на каждую БАТ воздействуют от 30 до 90 секунд.

Цунь — это расстояние, равное расстоянию между поперечными складками второй фаланги согнутого среднего пальца. Это традиционная система измерения, которая зависит от размеров и пропорций человеческого тела.

Сегментарная техника

Преимущество сегментарной техники массажа в изолированном воздействии на мышцы, связанные с речевой деятельностью. Проведение массажа должно быть курсами из 10-20 процедур: продолжительность зависит от возраста ребенка, состояния нервной системы и общего развития. Сеанс проводится из положения лежа, а под голову и шею кладут небольшую плоскую подушку.

Правила сегментарного массирования

Сеанс массажа начинают и заканчивают плавными поглаживаниями, проводимыми четырьмя пальцами ладони. Поверхностное поглаживание должно быть расслабленными, а глубокое — интенсивное. Отличается глубокое поглаживание граблеобразными движениями, и проводится оно только по волосяной части головы.

Растирание проводят кончиками пальцев, ладонью или ее ребром. Направление движений — спиралеобразное или прямое. Растирание отличается от поглаживания смещением и растягиванием кожи. Во время разминающих движение кожа не только растягивается и разминается, но и сдвигается в прямом или спиралевидном направлении. Затем переходят к вибрационному воздействию: для этого задействуют как указательный и средний пальцы, так и всю ладонь. Сильная вибрация стимулирует мышечный тонус, слабая — снижает мышечную активность, успокаивает. Дополняют проработку плотным нажатием на биологически активные точки для активации кровотока и обменных процессов.

Проведение логопедического массажа для детей с патологией речевого аппарата имеет много преимуществ: процедуры улучшают состояние мышечной ткани, развивают речевые функции, благоприятно воздействуют на нервную систему и психологическое здоровье ребенка. Выделяют несколько основных типов массажа: сегментарный, точечный, классический и зональный. Какую из техник выбрать — зависит от показаний, развития малыша, степени патологии и индивидуальных особенностей. Назначение курса процедур и их продолжительности должно быть только врачом-логопедом или педиатром. Проведение сеансов возможно как в домашних условиях после небольшого обучения, так и в медицинских центрах.

Массаж при дизартрии у детей

Существует две разновидности дизартрии: повышенный или пониженный мышечный тонус. Технику массажа нужно выбирать исходя из вида заболевания у ребенка.

Подготовка к массажу

Правила проведения массажа языка при дизартрии у детей:

  • Следите за температурой в помещении, где будет проводиться процедура. Температура должна быть комфортной, никаких сквозняков;
  • Тщательно вымойте руки с мылом перед проведением сеанса. Обработайте антисептиком. Уберите украшения с пальцев, отстригите ногти. Важно не повредить слизистую малыша;
  • Проводите массирование языка через 3 часа после приема пищи малышом. Почистите маленькому пациенту зубы, попросите прополоскать рот. Избавьтесь от крошек, остатков пищи в ротовой полости;
  • Движения выполняйте от кончика языка, углубляясь в ротовую полость;
  • Установите специальный шпатель, ограничивающий движение языка в сторону неба, иначе у «пациента» начнется рвотный рефлекс, процедура станет невозможна;
  • Попросите малыша максимально расслабить шею, челюсть. Можно помассировать плечи, шею перед началом массажа для большего расслабления и доверия ребенка к вам;
  • Процедура лечения языка проводится через марлевую или тканевую салфетку. Наденьте напалечник на палец;
  • Начинайте сеансы массажа с 5 минут, постепенно увеличивая время процедуры. Курсы массажа при дизартрии длятся в среднем 20 дней в зависимости от степени заболевания;
  • При гипертонусе мышц для большего эффекта от процедуры ребенок может подержать во рту настой из трав;
  • Положите ребенку под шею валик или подушку.

Массажа лица

Наденьте на руки специальную варежку, предварительно продезинфицировав руки антисептиком. Температура в комнате комфортная, форточки закрыты, чтобы не было сквозняка. Легко погладьте лицо ребенка. Круговыми движениями начните массаж лба ребенка. От центра лба продвигайтесь к височной зоне, движения максимально нежные, легкие, без лишних надавливаний, следите за комфортом, расслабленностью ребенка.

Массаж лица проводится от центра к волосам, подбородку, шее. Уделите максимальное внимание щекам, губам.

Губы нежно разомните поглаживающими движениями. Прогладьте щеки от центра к губам и к ушам. Погладьте уши. Повторяйте каждое движение от 2 до 5 раз. В начале сеансов массажей лица проделывайте каждое движение быстро, к концу курса увеличивайте интенсивность, длительность сеансов. Посмотрите видео выполнения массажа лица при дизартрии у детей. Соблюдайте инструкции лечащего врача, назначающего лечение самостоятельно или под присмотром специалиста.

Читать еще:  Настойка пустырника от чего помогает

Массаж языка

Для уменьшения гипертонуса мышц языка проводите массаж языка при дизартрии у детей. Эта процедура очень важна, ведь детям с дизартрией трудно удерживать язык вне полости рта.

  • Начните с постукиваний пальцем над верхней губой справа налево, затем наоборот. Простучите область нижней губы по такому же принципу;
  • Спускаясь от носа к верхней губе «прохлопайте» эта часть, затем погладьте подушечками пальцев это место;
  • Положите указательные пальцы на уголки губ, с помощью надавливающих движений сведите углы губ в трубочку, разведите обратно. Повторите 5 раз;
  • Толкайте к носу верхнюю губу подушечкой указательного пальца;
  • Указательный палец заведите за щеку малыша, проведите круговые движения двигаясь вдоль щеки. Касайтесь пальцами внутри и снаружи щеки друг друга, создавая легкое давление;
  • Поднимайте и опускайте язык, «припечатайте» его к небу.

Массаж помощью зонда

Перед самостоятельным проведением массажа приобретите специальное устройство, чтобы делать зондовый массаж от дизартрии у детей. Устройство называется зондом. Может быть пластмассовым или металлическим. Формы зонда разнообразные: от шарика до улитки, от топорика до грибка.

Выбирайте, предварительно посоветовавшись с лечащим логопедом. Зондовый массаж языка эффективен при дизартрии у детей. Перед покупкой обязательна консультация со специалистом.

  • Проведите шариковым зондом по языку вдоль мышц 10 раз;
  • Возьмите пластмассовый зонд, проведите по массажным точкам на языке, продвигайтесь от корня языка к кончику. Повторите 6-8 раз;
  • Прогладьте поперечные мышцы языка от корня к кончику. Повторите 6-8 раз;
  • Нащупайте пальцем или зондом под языком «ямочки», сделайте точечные повороты против часовой стрелки. Не продолжайте массаж точек более 12 секунд. Повторите 3 раза;
  • Легкими надаливающими движениями погладьте язык от корня к кончику. Повторите процедуру несколько раз. Прогладьте язык по бокам, по середине, со всех сторон;
  • Проведите массаж языка с помощью марли, выше описано, как правильно делать эту процедуру;
  • Посмотрите видео с правильным выполнением поглаживаний, растираний, вибраций языка детей.

Рекомендации

Перед началом сеансов лечебных массажей от дизартрии проконсультируйтесь с логопедом, специализирующемся на вашей проблеме. Польза достигается только при регулярных сеансах, проводите их 2-3 раза в день, не забывайте делать перерыв раз в неделю. Скорость излечения напрямую зависит от степени запущенности заболевания. У детей с легкой, средней степенью дизартрии улучшения в речи, произношении замечаются после недели регулярных занятий, массажей, лечения.

Максимально пресекайте у ребенка заболевание с грудного возраста. Если еще до года начинаются проблемы с проглатыванием молока, нарушением мимики, нарушением сосательного рефлекса, повышенное слюноотделение — обратитесь к логопеду.

  • Это интересно: цитаты о здоровье и здоровом образе жизни

С 3 месяцев грудничку назначают массаж лица, языка. Выполнять стоит с повышенной осторожностью под контролем лечащего врача. Помните, излишняя самостоятельность вредит здоровью детей. Обязательно отводите детей к специалистам, компетентным в вопросах здоровья в разных сферах. Здоровье детей важно для дальнейшего гармоничного, правильного развития. Дизартрия излечима на тяжелых стадиях, но желательно предотвратить их появление.

Логопедический массаж при дизартрии у детей в домашних условиях в картинках

Дети с дизартрией тяжело справляются со звукопроизношением. Причина дефекта речи в нарушениях иннервации мышц артикуляционного аппарата. Чем может помочь массаж при дизартрии у детей, какие методики тренировки и разминания мышц массажистом самые эффективные, расскажем в нашей статье.

Коррекция дизартрии массажем

Система устранения дизартрии включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики. Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата. Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

  • Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
  • Улучшается качество речи;
  • Нормализуется тонус мышц;
  • Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
  • Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.

На заметку! Логомассаж рекомендован детям не только с дизартрией, но и при заикании, ринолалии, нарушениях голоса.

Назначить логопедический массаж детям при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.

Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
  2. Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
  3. Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
  4. Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
  5. Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
  6. Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.

Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам — в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

На заметку! Обязательно включайте несколько приемов массажа лица в курс лечения при корковой дизартрии перед разминанием языка.

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Важно! Для массажа щеткой купите мягкий вариант инструменты с гладкими и ровными щетинками, чтобы не повредить слизистую рта и не напугать ребенка.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.

Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов— зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Читать еще:  Как лечить ноги в домашних условиях

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

  1. Двигайте шариковым инструментом по телу языка 8-10 раз.
  2. Пластмассовым зондом проведите точечно от корня до кончика 8-10 раз.
  3. Поглаживайте поперечные язычные мышцы шариковым инструментом 6-8 раз.
  4. Возьмите зонд в форме иглы. Покалывайте периметр языка 10 секунд.
  5. Найдите в подъязычной области ямочки. Воспользуйтесь шариковым зондом и сделайте в углублениях повороты против часовой стрелочки. Максимальное время давления на точку 10 секунд.
  6. Надавливайте и расчесывайте язычок с помощью ребристого зонда, лопатки со всех сторон.

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

На заметку! Для понимания техники и принципа выполнения зондового логомассажа советуем прочитать книгу Е. В. Новиковой “Зондовый массаж” с 1 по 4 часть. Пособие иллюстрированное, идеально подходит для самообучения родителей по картинкам. Или учебник для логопедов О. Г.Приходько “Логопедический массаж”.

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Делать логопедический массаж при дизартрии самостоятельно в домашних условиях можно, если родители обладают хотя бы минимальными знаниями и навыками такой коррекционной работы. Научиться простым приемам массажа можно на курсах или во время посещения занятий с профессионалом. Дома разминайте мышцы языка пальцами, зубной щеткой, чайным ложками.

Важно! Домашний курс логомассажа желательно согласовать с врачами или педагогом.

Важные правила логомассажа

Рекомендации специалистов, неврологов и логопедов, помогут родителям правильного организовать процедуру мануальной терапии дома.

  1. Не назначайте курс разминания мышц самостоятельно, посоветуйтесь с лечащим доктором, определить тип и степень дизартрии. Совместно с врачом составьте курс терапии для ребенка.
  2. Проводите занятия регулярно. Если есть возможность, повторяйте задания 3-6 раз в сутки по 5-10 минут.
  3. Следите за удобством расположения головы ребенка. Пусть малыш приляжет, положит под голову высокую подушку, сядет на коляску, детское кресло.
  4. Перед сеансом проветривайте помещение, увлажняйте воздух.
  5. Надевайте одноразовые перчатки.
  6. Запаситесь щеткой, набором зондов для каждого ребенка индивидуально.
  7. При выполнении техник следите за силой нажатия на язык, мышцы лица, щек, губ. Пальцы не должны быть расслаблены, но давить на органы излишне тоже нельзя.
  8. Первый курс массажа проходите у профессионала, пригласите специалиста домой. Внимательно наблюдайте за его действиями, купите несколько уроков.
  9. Ребенка старшего дошкольного возраста, учащегося обучайте самомассажу пальцами, зондом.

Преодолевать нарушения, связанные с поражением участков головного мозга, очень сложно. Родителям, педагогам и детям нужно набраться терпения. Положительные сдвиги в мышечной работе, речи становятся заметны после короткого курса логомассажа (через 10-15 процедур). Это реально при условии слаженности и целенаправленности действий всех участников лечебного процесса.

Логопедический массаж языка при дизартрии

Дизартрия – это дефект речи, возникающий при поражениях нервной системы, а именно – иннервации речевого аппарата. При этом проявляются проблемы с артикуляцией, затрудняется подвижность мягкого неба, губ и языка.

В детстве последствия для словообразования при дизартрии будут более выражены, вплоть до недоразвития речи. Важно помнить, что это не основное заболевание, и начинать лечение нужно не с него. Но коррекция нарушений речи также очень важна. Одним из способов коррекции и лечения при дизартрии является массаж.

Насколько эффективно помогает массаж при лечении дизартрии

Логопедический массаж способствует коррекции речи при дизартрии. Также он благоприятно воздействует на психологическое состояние детей с дефектами речи.

В процессе лечебной манипуляции задействуются мышцы, входящие в состав речевого аппарата, нормализуются их функции, повышается эластичность, сила, тонус мышц околоязычной области и в целом мышц, участвующих в процессе речи, глотания, жевательных мышц.

Данная процедура способствует ликвидации патологии голосовых связок, улучшает кровоснабжение за счет расширения капилляров (происходит так называемая кислородная терапия) и лимфоток в органах и тканях, нормализует секрецию кожного покрова.

После полного курса у пациента сокращается количество спазмов речевых мышц, патологических непроизвольных движений, парезов, параличей, улучшается произвольность и членораздельность речи.

Виды массажа

По факту, логопедический массаж при дизартрии делится на две группы: классический массаж и самомассаж.

В понятие классического массажа входят различные манипуляции логопедом на поврежденный участок либо на область рядом с ним. Применяют как ручные действия в виде поглаживаний, растирания, вибрации, разминания, так и инструментальные, когда в роли предмета выступают зубные щетки, соски, зонды и пр.

Зондовый массаж

Запатентованный метод Новиковой Е. В., при котором для лечебного эффекта используются специальные авторские приспособления – зонды. Все зонды в наборе из 8 штук уникальны, имеют различную форму (шарик, топорик, усики) и свою область применения. Таким образом, зондовый массаж дает возможность оказывать влияние именно на пораженный участок, особенно полезен при подкоркой дизартрии.

Он улучшает артикуляцию, активизирует мышечную активность и подвижность языка, нормализует тонус мышц, благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние. Тем самым звуки становятся более четкими и понятными. Также он полностью безболезнен.

Как и любая из лечебных процедур, имеет противопоказания:

  • раны на участке, подвергаемом воздействию;
  • возраст ребенка до 6 месяцев;
  • заболевания крови;
  • тромбоз;
  • активная форма туберкулеза;
  • отек Квинке;
  • эпилепсия, судороги, припадки;
  • простуда, грипп.

Техника проведения проста. Он проводится курсами по 2-3 недели с промежутками в 1,5 месяца. Упражнения зависят от формы зонда. Так, вилочковым зондом покалывают язык, щеки, губы и небо. «Восьмеркой» растирают мышцы, не затрагивая язык. «Крестовиной» логопед нажимает на язык, провоцируя сокращение его мышц.

Массаж зубной щеткой

Кроме набора зондов, массаж при дизартрии у детей проводится и другими приборами, вплоть до обычных бытовых предметов. Таких, как зубная щетка. Важно, чтобы щетинки не повреждали слизистую рта, потому надо выбирать самую мягкую щетку.

Перед началом процедуры ребенку под язык кладут марлевую салфетку. В силу обильного слюнотечения, салфетки придется менять каждые несколько минут.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Для эффективного массажа язык должен быть расслаблен. При напряжении специалист массирует подчелюстную ямку. Движения щеткой не должны быть сильными и грубыми. Допустимы круговые движения, а также прерывистые, при чистке всей площади языка, хорошо применять при бульбарной дизартрии.

Логопед внимательно следит за реакцией ребенка. Обычно для него этот вид массажа приносит только положительные эмоции и волнения не вызывает, так как зубная щетка не провоцирует страх, но бывают исключения.

Массаж лица

Этот вид логомассажа необходимо проводить обязательно в перчатках, теплыми руками, ногти должны быть коротко подстрижены. Также снимаются все украшения.

Процедура начинается с расслабления пациента легкими поглаживаниями, разработки мышц шеи медленными поворотами головы ребенка из стороны в сторону, после чего можно перейти на область лица.

Массаж лица начинаем поглаживаниями, руками движемся по направлению от бровей к линии роста волос, дугообразными движениями по лбу к вискам. В области глаз совершаем легкие движения от внутреннего угла глаза к наружному сверху и, наоборот, снизу глаза. Зону щек также сопровождаем дугообразными движениями по траектории от крыльев носа к скуловой кости и круговым движением по самой щеке. Массаж губ производят от центра губы к углам, а от них – в сторону уха. Уши массажируют поглаживающими движениями, подбородок растирают. Завершают массаж в области носогубного треугольника. Массаж показан при корковой дизартрии.

Если у пациента наблюдается асимметрия лица, то более интенсивные движения совершаются с пораженной стороны.

Каждое движение повторяют 2-5 раз, а в ходе работы массажист выполняет контакт с ребенком, может ему петь, читать стишки и рассказывать сказки. Можно включить спокойную инструментальную музыку.

Массаж языка пальцами

Логопедический массаж языка при лечении дизартрии способствует снятию гипертонуса мышц. Он очень важен, так как дети часто не могут удерживать язык вне ротовой полости. Проводится с использованием марлевой салфетки, лоскута ткани, также бывают специальные напальчники. Длительность процедуры составляет от 6 до 20 минут.

Непосредственно перед массажем проводят упражнения для расслабления мышц языка. Логопед обхватывает язык тремя пальцами (большой – сверху) и вращает его в одну и другую сторону, подтягивает на себя и отпускает.

Если массаж назначен для расслабления мышц, то движения должны быть более спокойными и медленными, если для усиления работы мышц – активными и интенсивными.

Начинают процедуру с постукивания пальцем области над верхней губой сначала справа налево, затем слева направо. Ту же манипуляцию проводят и с нижней губой. С помощью указательных пальцев сводят губы в трубочку, а потом растягивают обратно.

Затем средним пальцем нажимают на ямку под подбородком, а указательный заводят за щеку ребенка. Круговыми движениями массируют щеки, двигаясь вдоль них. Указательный палец с внутренней стороны щеки и большой с внешней двигаются одновременно, создавая давление. Постепенно переходят к языку, осуществляют поднятия и опускания его, проводят перетирающие движения подъязычной и щечной мышц, а затем губ. При напряжении мышц языка движения производят от корня языка к кончику, можно применять при мозжечковой дизартрии.

Можно ли самостоятельно проводить сеансы дома

Логопедический массаж при дизартрии можно проводить также и в домашних условиях. Только перед этим необходимо проконсультироваться с логопедом-дефектологом, чтобы он дал разрешение на такую процедуру. Желательно также пройти специальные курсы по логомассажу.

Для проведения курса массажа не обязательно покупать набор зондов, достаточно изучить пальцевой массаж, а также массаж при помощи зубной щетки, чайных ложек. Если ребенку позволяет возраст и состояние здоровья, со временем можно обучить его приемам самомассажа.

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию