Упражнения для гиперактивных детей

Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет

Нина Николаевна Зайцева
Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет

Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственна двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность, раздражительность. В наше время дети импульсивны, своенравны, требуют к себе особого внимания и понимания. Поэтому зачастую таких детей вовлекаем в игровое взаимодействие, чтобы дети чувствовали себя комфортно, улыбались, радовались, могли общаться как с воспитателем, так и со своими близкими людьми. Игры стараемся разнообразить по содержанию. Подбираем игры на развитие внимания, игры- упражнения на согласованность совместных действий. Предлагаем родителям использовать эти игры.

Игры на на развитие внимания и Формирования самоконтроля двигательной активности.

Эти игры требуют от ребенка высшей концентрации внимания.

Дети в парах друг за другом идут по кругу, взявшись за руки. После первого сигнала быстро опускают руки и продолжают идти рядом. не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

Воспитатель показывает несколько физических упражнений:

1)И. п. Пятки вместе. носки врозь. Поднять руки вверх, вперед. в стороны;

2)”Юла”. Поочередное вращение кистями каждой руки по вертикальной оси;

3) Присесть, держа обе руки за головой, удерживая равновесие.

После показа двух- трех упражнений ребенок должен запомнить последовательность действий в каждом упражнение и повторить их по словесному описанию.

“Кто больше соберет предметов”.

По всей группе раскладываем предметы разных геометрических форм и разного цвета. Дети под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащие предметы и друг друга. После окончания музыки быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов.

а) собрать предметы одного цвета;

б) собрать предметы заданной формы;

в) собрать предметы парами. тройками, четверками (по форме или по цвету).

“Найди свой домик”.

По всей группе разложены обручи, возле них кубики разного цвета в произвольном порядке. Игроки бегают под музыку. В это время воспитатель перекладывает кубики возле обручей. По сигналу играющие должны добежать до того обруча, где лежит их кубик и запрыгнуть в обруч.

По кругу расставлены кегли разного цвета. Под музыку дети выполняют произвольные движения. передвигаясь по группе. После окончания музыки каждый играющий должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот,кто сделает это первым.

Игры на согласованность совместных действий.

Каждый участник должен рассмешить, удивить другого игрока, изображая различные действия с помощью мимики, пантомимы, интонации. Такие игры мы используем во время физкультминуток, динамических пауз, во время прогулок.

Игра проводится с воображаемым предметом. Имитируют парные действия- переносят бревно, пилят дрова, гребут веслами, прыгают, чешут затылок и т. д.

Дети в парах берутся за руки и по первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону (5-7 секунд, по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.

“Угадай, что я делаю”.

Дети по очереди в парах с помощью мимики и пантомимы изображают действия, например:катится с горки лыжник, дирижера оркестра, скрипача, канатоходца, пловца, художника и т. д. И каждый отгадывает в своей паре, кто, кого изобразил.

Дети садятся в парах напротив друг друга на полу. Воспитатель показывает. Хлопает левой рукой по левому колену, дети должны это движение повторить. Затем взрослый хлопает по правому колену, дети повторяют одновременно и это движение и предыдущее. игра продолжается до тех пор, пока в композицию не войдет 7-10 движений.

Дети сидят на корточках в парах. держась за руки (разговаривают, шутят. По сигналу одновременно подпрыгивают. Затем под музыку одновременно притопывают ногами по показу воспитателя, выполняют приставные шаги с приседанием, затем кружатся, держась за руки. После окончания музыки останавливаются и кланяются.

После проведения таких игр детей становятся наиболее спокойными, собранными,родителям легче понять своих детей и выбрать наиболее эффективную форму взаимодействия.

Дидактические игры и упражнения для детей 5–6 лет «Числовой ряд» Цель: закрепить знание последовательности чмсел в натуральном ряду. Ход игры: двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают.

Игровые упражнения для детей 2–3 лет по ФЭМП Игровые упражнения «Что катится, что не катится». Воспитатель вносит в группу закрытую коробку с шарами, гремит ими и предлагает детям посмотреть,.

Игры и упражнения для снятия нервно-психического напряжения у дошкольников 3–7 лет Игры и упражнения для снятия нервно-психического напряжения у дошкольников (5- 6 лет) Содержание: 1. Волшебный сон 2. Согреем бабочку.

Игры и упражнения с карандашами для детей любого возраста “Шуршалочка” Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. Послушайте, как он “ шуршит. ” Разогреем ладошки. “Пошумим “ у правого.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 2–3-лет ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО-ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ На втором и третьем голу жизни происходит дальнейшее развитие.

Упражнения и игры для развития речи детей 1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика. Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Упражнения и развивающие игры для ребенка 2–3 лет Игры с детьми данного возраста имеют свою специфику: • предоставление большей самостоятельности ребенку, • уважительное отношение к ребенку,.

Упражнения на релаксацию для детей 6–7 лет Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление) Известно,что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно взволнован, возбужден.

Занятия, игры и упражнения по преодолению страхов детей 5–7 лет ЗАНЯТИЕ 1. “ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я” Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное.

Упражнения для гиперактивных детей

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых упражнения.

Детская гиперактивность. Причины. Рекомендации

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ

Для формирования произвольности и самоконтроля необходимо прежде всего развивать у детей понимание цели деятельности (что сделать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умение исправлять ошибки (самоконтроль). В первое время можно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком всех действий вслух. Оптимальны для развития произвольности подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование способности к построению собственной программы.

«Черепаха»

У одной стены комнаты встает воспитатель, у другой – дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепашек, начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался последним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони сигналы – из разноцветного картона: красного, желтого, синего. Когда ведущий поднимает красную ладонь – «кричалку», это означает, что можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь – «шепталку» – это уже сигнал к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь – «молчалку» – следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, включается спокойная музыка.

«Говори!»

Воспитатель задает вопро­сы, дети отвечают только тогда, когда дается команда: «Говори!».

«Царевна Несмеяна»

Один из участников садится в центр круга, остальные должны постараться рассмешить его. Ребенка, сидящего в центре, можно условно называть Царевной Несмеяной. Выигрывает тот, кто дольше других сумел продержаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения, назначается предельное время пребывания в роли Царевны Несмеяны.

?«Шалуны»

Воспитатель по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т.д.) предла­гает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости прекращаются. Упражнение повторяется несколько раз.

Читать еще:  Курага польза и вред

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЭЛИМИНАЦИИ АГРЕССИВНОСТИ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ

«Крик в пустыне»

Участники садятся в круг, скрестив ноги по-турецки, и по сигналу воспитателя начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом до пола.

«Каратист»

Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами.

Остальные дети, чтобы помочь игроку выплеснуть агрессивную энергию, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее, еще сильнее. ».

«Рубка дров»

Каждый участник, выполняя задание, должен представить себе, что он рубит дрова, т.е. пантомимой изображает действия: ставит чурку на пень, высоко поднимает топор и с силой опускает его на чурку. Вся кий раз, опуская топор, о должен громко выкрикнуть: «Ха!», затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок разрубил дровосек.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

«Чайничек с крышечкой»

Игроки, сидя на стульях, образуют круг. Каждый пропевает песенку:

Пар идет с дырочки, дырочка – в шишечке, шишечка – на крышечке, крышечка – на чайничке, сопровождая ее жестами.

Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней ).

Крышечка – на чайничке (левая рука складывается в кулак, правая – ладонью делает круговые движения над кулаком),

Шишечка – на крышечке (вертикальные движения кулаками),

Дырочка – в шишечке (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки),

Пар идет с дырочки (указательными пальцами рисуются спиральки ).

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «гу-гу-гу!», жесты сохраняются.

Крышечка – на чайничке. И т.д.

«Кто летает?»

Дети, сидя на полу, образуют полукруг, воспитатель называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки, если не летает – руки опущены. Когда воспитатель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое-либо задание.

«Чужие колени»

Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую – на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу.

Разобравшись с этим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.

«Сантики-фантики-лимпопо»

Доброволец выходит за дверь. Его задача угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого начинается движение. Договорившись, кто будет задавать характер движения, участники начинают двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание: «сантики-фантики-лимпопо».

Примечание. Лучше, если дети будут повторять движения впереди идущего, а не смотреть на того, кто задает ритм. «Разгаданный» ведущий выходит за дверь.

«Запаздывающие движения»

Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выполняет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спиной, повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребенок тоже запаздывает на одно движение, но относительно второ­го игрока. И т.д.

Когда первое движение ведущего доходит до последнего играющего, ведущий меняется.

«Считалочки-бормоталочки»

По просьбе воспитателя дети повторяют фразу: «Идет – бычок – качается». В первый раз произносят вслух все три слова, во второй раз вслух только «идет – бычок», а слово «качается» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идет», а слова «бычок – качается» про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим образом:

Вариант 1

1. Идет – бычок – качается.

2. Идет – бычок – хлопок.

3. Идет – хлопок – хлопок.

4. Хлопок – хлопок – хлопок.

Вариант 2

1. Ехал – грека – через – реку.

2. Ехал – грека – через – хлопок.

3. Ехал – грека – хлопок – хлопок.

4. Ехал – хлопок – хлопок – хлопок.

5. Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Вариант 3

1. Подарил – утенку – ежик – пару – кожаных – сапожек.

2. Подарил – утенку – ежик – пару – кожаных – хлопок.

3. Подарил – утенку – ежик – пару – хлопок – хлопок.

4. Подарил – утенку – ежик – хлопок -хлопок – хлопок.

5. Подарил – утенку – хлопок – хлопок -хлопок – хлопок.

6. Подарил – хлопок – хлопок – хлопок -хлопок – хлопок.

1. Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок -хлопок – хлопок.

«Костер»

Дети садятся на пол вокруг «костра» и выполняют соответствующие команды воспитателя. По команде «Жарко!» отодвигаются от «костра», по команде «Руки замерзли!» протягивают руки к «костру», по команде «Ой, какой большой костер!» встают и машут руками, по команде «Искры полетели!» хлопают в ладоши, по команде «Костер принес дружбу и веселье!» берутся за руки и ходят вокруг «костра». Вторично роль ведущего поручают ребенку.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОИЗВОЛЬНОМУ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ

Воспитатель предлагает детям следить взглядом по строчкам листа и последова­тельно зачеркивать заранее заданные буквы, например «к» и «р».

кимрекуырьбдтюхзкртвсчк итьбжзщроктьдзрьнкмасблдж юркамиьбюджщгнкптрасмжэз ьртимквсакртьоркмитьблркр аклшорыцфркмитьорне

Эти упражнения написаны для применения в детских садах, но многие из них вы можете делать и дома, подключая в игру старшее поколение.

Автор А . СИРОТЮК, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии, Тверской областной институт усовершенствования учмтелей.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту admin@uti-puti.com.ua

Автор: А. Сиротюк
Добавлено: 22.05.2009
Просмотров: 33749 Рейтинг:
Ключевые слова: упражнения для гиперактивных детей, дефицит внимания, детская агрессивность, гиперактивные дети, разрядка для гиперактивных детей, гиперактивность

Гиперактивность у ребенка: 5 эффективных упражнений от детского психолога

Практикующий детский психолог, арттерапевт

Тел: (097) 37-67-807

Синдром дефицита внимания и гиперактивность – медицинский диагноз и особенность психики некоторых деток. Задача родителей и психологов научить такого ребенка самоконтролю и для этого разработаны специальные упражнения.

К проявлениям гиперактивности врачи относят излишнюю импульсивность малыша, повышенную двигательную активность. Дефицит внимания проявляется невозможностью сосредоточиться, рассеянность и, нередко все это провоцирует проблемы в отношениях окружающими, сложности в учебе и как следствие – пониженная самооценка.

Причины появления СДВГ окончательно еще не установлены. Пики его проявления совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, в 3 года, когда у ребенка быстро увеличивается словарный запас, и в 6-7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. Соответственно, работа с гиперактивными детьми особенно необходима в периоды возрастных кризисов одного года, трех и семи лет. А к семи годам ребенок, как правило, поступает в школу. Вот и получается «два в одном»: внутренние проблемы гиперактивного ребенка усугубляются мощным внешним стрессом – поступлением в первый класс.

В работе с гиперактивным ребенком неоценимую помощь оказывают расслабляющие упражнения и упражнения на телесный контакт. Они способствуют лучшему осознанию ребенком своего тела, а впоследствии помогают ему контролировать двигательную активность. Попробуйте часть упражнений проделать с ребенком сами. Единственное и необходимое условие успеха – ваше спокойствие и чувство юмора.

Упражнение 1. Разговор с руками

  • Направлено на обучение навыку контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, предложите ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней, затем оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?

Читать еще:  Какой мед помогает от кашля

Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Упражнение 2. Разговор с телом

  • Направлено на обучение ребенка владеть своим телом.

Это упражнение — модификация предыдущего. Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги – подойдет кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы.

«Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел раскрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Упражнение 3. Клубочек

  • Направлено на обучение одному из приемов саморегуляции.

Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый по секрету говорит ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда такая игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

Упражнение 4. Археология

  • Игры с песком и водой хорошо успокаивают ребенка и особенно подходят для гиперактивных детей.

В эти игры не обязательно играть только летом на пляже, их можно организовать и дома. Подберите подходящие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки, чтобы облегчить неизбежную уборку, песок можно заменить крупой, предварительно прогретой в духовке.

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно откапывает руку — делает «археологические раскопки». При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Если ребенок коснется ладони взрослого, они меняются ролями.

Упражнение 5. Маленькая птичка

  • Направлено на развитие мышечного контроля.

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку или другого зверька. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее, и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Будьте терпеливы и последовательны и у вас обязательно все получится. Помните: дорогу осилит идущий. Здоровья и радости вам и вашим семьям.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Игры для детей с СДВГ

Игры для гиперактивных детей

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) проявляется в повышенной возбудимости ребенка, его неспособности сконцентрироваться надолго на одном объекте и малой усидчивости. Мамы таких деток могут заметить, что они пропускают все мимо ушей, постоянно ерзают на месте и норовят прекратить деятельность, если она монотонна. Чтобы снизить проявление симптоматики, и приучить малыша контролировать свое поведение, существуют игры для детей с СДВГ. Они работают за счет тренировки тех психических процессов, которые при синдроме очень слабо развиты.

Правила поведения с гиперактивным ребенком

Для такого ребенка очень важно чувствовать любовь и заботу родителей. Не стоит акцентировать внимание, что у вашего чада есть какие-либо отклонения в поведении. Лучше окружите его теплом, будьте максимально деликатными.

По сути, относиться к гиперактивному ребенку нужно, как и к обычному, но при этом стараться скорректировать и направить в правильное русло особенности его поведения и психики.

Помните, синдром – это не результат плохого воспитания, избалованности или дурного характера. Это чисто нейрофизиологическая и психическая проблема. А значит, решить ее наказаниями, авторитарным давлением и криками не получится. Плюс, окрики, наказания и т.д, могут только усугубить существующую проблему. Поэтому, стоит:

  • меньше обращать внимание на проступки, и акцентировать внимание на достижениях;
  • при использовании игр для борьбы с СДВГ, давать четкие, короткие и понятные инструкции;
  • задействовать тактильные поощрения (поглаживания по плечу, похлопывания по спине и т.д);
  • использовать гибкую систему как поощрений, так и наказаний.

Педагогу, работающему с таким ребенком, нужно проявлять максимальное хладнокровие, так как именно оно дает преимущество. Не нужно заставлять заниматься часами без перерывов. Это все равно не даст результатов. Лучше чередовать нагрузки с отдыхом, устраивая физкультминутки.

Можно сделать выполнение упражнений более комфортным, подстраиваясь под естественный ритм организма гиперактивного малыша, и тем самым адаптировать его к выполнению поставленных задач по инструкциям и точно в сроки.

Не стоит допускать переутомление во время урока или проведения развивающих занятий. Давайте отдохнуть, расслабиться и переключиться на другую деятельность. В противном случае, малыш просто потеряет интерес к работе, а то и вовсе будет воспринимать ее как наказание или нечто, сдерживающее его от привычного ритма.

Занятие психолога и логопеда с гиперактивным ребенком должно сформировать чувство успеха. Поэтому, нужно немного снизить требования к аккуратности выполнения поставленных задач, делая акцент на их положительном результате.

В какие игры можно играть с гиперактивным ребенком

Чтобы помочь малышу стать более усидчивым, самоорганизованным и внимательным, можно использовать специальные игры для детей с СДВГ дошкольного возраста и школьников. Они также помогут улучшить память и внимание.

Так, для развития последнего, можно поиграть в «Лови – не лови». Суть заключается в том, что вы будете кидать ребенку мяч, попеременно меняя инструкцию, с требованием ловить его или нет. Причем для команды, нужно определить обозначающую категорию слов. Например, если мяч нужно будет словить, то бросающий называет предмет, который относиться к овощам. Если нет, то ребенок должен отбить мяч.

Научиться работать в коллективе, согласовать свои действия с остальными, и при этом правильно следовать инструкциям, можно при помощи игры «Давай поздороваемся». Для этого детям нужно хаотично передвигаться по помещению, здороваться с каждым, кто будет встречаться на их пути. Делать это следует следующим образом:

1 хлопок педагога или психолога – дети пожимают руки;

2 хлопка – нужно соприкоснуться плечами;

3 хлопка – здороваться следует соприкосновением спинок.

Такое упражнение также усиливается за счет тактильного контакта, который очень полезен для детей с СДВГ. Для большей эффективности, можно запретить разговаривать во время выполнения полностью.

Для развития саморегуляции, можно использовать игру «Клубочек». Для этого дайте малышу клубок ниток, желательно яркой пряжи. И скажите, что как только он начнет его сматывать, волнения, страхи и обиды начнут становиться все меньше и меньше, после чего совсем пропадут. Проводить игру стоит тогда, когда ребенок на грани срыва. Сделайте из этого своеобразный ритуал. Тогда малыш сам станет просить «волшебный клубочек», когда будет чувствовать, что его переполняют эмоции.

Для снятия напряжения, мышечных зажимов и тревоги, можно поиграть в «Зверька». Подготовьте для этого предметы разных размеров и конфигурации. Например, стеклянные бусы, кусочек меха, кисточку для рисования и т.п. Потом попросите ребенка оголить руку до локтя, и отгадывать, какой же зверек (предмет), сейчас бегает по ней. Проводите предметом по ладони, пальчикам. Можно также и по щечке, колену и т.д.

«Упражнения за партой»

Также стоит выделить игры, которые проводятся во время обычных занятий. Именно они помогают высидеть малышу урок. Игры для детей школьников с СДВГ проводятся даже за партой. Их цель снять напряжение, ненадолго сменить вид деятельности. По своей сути они просты, но при этом эффективны.

Читать еще:  Что можно к чаю при грудном вскармливании

Дайте инструкцию поставить пальчики обеих рук на одной стороне парты. После команды нужно будет как можно быстрее «добежать» пальцами до другого края. Такое упражнение снимает психическое напряжение и развивает моторику рук.

Опыт родителей, использовавших игры для гиперактивных детей

Никто не говорит, что упражнения – это панацея, которая спасет от СДВГ. Однако результаты занятий заметны невооруженным взглядом, особенно, если они проводились правильно и в теплой атмосфере.

Помогают ли игры при синдроме дефицита внимания и гиперактивности
Наличие положительных изменений Отсутствие результата
Инга.

Я отдала ребенка в группу подготовки к школе. В ней были дети с таким же синдромом. После занятий, малыш стал менее нервным. Все еще балуется, но при этом без крайностей. Плюс, лучше высиживает на занятиях.

Катя.

Занималась с сыном на дому. Во время игр часто отвлекался, капризничал. Особого изменения не заметила. Разве что было чем занять сына днем.

Алла.

Психолог посоветовал комплекс игр. Особенно понравились те, которые ориентированы на расслабление. Дочка стала спокойнее.

Валентина.

Заставить ребенка играть по правилам оказалось невозможно. Он и пяти минут спокойно не просидел. Дома вообще не хочет слушаться. В школе немного проще. Но там подобные упражнения не вводятся в достаточном объеме. Поэтому сдвигов не вижу.

Марина.

Играли с сыном с игры. Он как-то охотно в них участвовал. Акцент делали на развивающих внимание и саморегуляцию. Плюс, в школе также входили в положение деток с синдромом, поэтому не переутомляли их, и частенько делали физкультминутки. Это помогло нам проще адаптироваться к школе и научиться слушаться родителей и учителей.

Подробнее с отзывами можно ознакомиться на сайтах www.wday.ru, www.psychologos.ru и www.sdvg-deti.com

Вывод

Важно понимать особенность данного синдрома, принимать ребенка таким, какой он есть. Если стать для него человеком, которому можно доверять, и при этом спокойно переносить выходки, со временем можно снизить степень проявления симптомов СДВГ.

Конечно, полного излечения дефицита внимания ждать не стоит, но адаптировать свое чадо к школе, научить его держать себя в руках и слушаться маму с папой вполне реально.

Главное – это упорство и терпение. С гиперактивными детьми не просто. Зато результат работы не сможет не порадовать.

СДВГ игры и упражнения (Видео)

Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет

Нина Николаевна Зайцева
Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет

Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственна двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность, раздражительность. В наше время дети импульсивны, своенравны, требуют к себе особого внимания и понимания. Поэтому зачастую таких детей вовлекаем в игровое взаимодействие, чтобы дети чувствовали себя комфортно, улыбались, радовались, могли общаться как с воспитателем, так и со своими близкими людьми. Игры стараемся разнообразить по содержанию. Подбираем игры на развитие внимания, игры- упражнения на согласованность совместных действий. Предлагаем родителям использовать эти игры.

Игры на на развитие внимания и Формирования самоконтроля двигательной активности.

Эти игры требуют от ребенка высшей концентрации внимания.

Дети в парах друг за другом идут по кругу, взявшись за руки. После первого сигнала быстро опускают руки и продолжают идти рядом. не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

Воспитатель показывает несколько физических упражнений:

1)И. п. Пятки вместе. носки врозь. Поднять руки вверх, вперед. в стороны;

2)”Юла”. Поочередное вращение кистями каждой руки по вертикальной оси;

3) Присесть, держа обе руки за головой, удерживая равновесие.

После показа двух- трех упражнений ребенок должен запомнить последовательность действий в каждом упражнение и повторить их по словесному описанию.

“Кто больше соберет предметов”.

По всей группе раскладываем предметы разных геометрических форм и разного цвета. Дети под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащие предметы и друг друга. После окончания музыки быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов.

а) собрать предметы одного цвета;

б) собрать предметы заданной формы;

в) собрать предметы парами. тройками, четверками (по форме или по цвету).

“Найди свой домик”.

По всей группе разложены обручи, возле них кубики разного цвета в произвольном порядке. Игроки бегают под музыку. В это время воспитатель перекладывает кубики возле обручей. По сигналу играющие должны добежать до того обруча, где лежит их кубик и запрыгнуть в обруч.

По кругу расставлены кегли разного цвета. Под музыку дети выполняют произвольные движения. передвигаясь по группе. После окончания музыки каждый играющий должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот,кто сделает это первым.

Игры на согласованность совместных действий.

Каждый участник должен рассмешить, удивить другого игрока, изображая различные действия с помощью мимики, пантомимы, интонации. Такие игры мы используем во время физкультминуток, динамических пауз, во время прогулок.

Игра проводится с воображаемым предметом. Имитируют парные действия- переносят бревно, пилят дрова, гребут веслами, прыгают, чешут затылок и т. д.

Дети в парах берутся за руки и по первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону (5-7 секунд, по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.

“Угадай, что я делаю”.

Дети по очереди в парах с помощью мимики и пантомимы изображают действия, например:катится с горки лыжник, дирижера оркестра, скрипача, канатоходца, пловца, художника и т. д. И каждый отгадывает в своей паре, кто, кого изобразил.

Дети садятся в парах напротив друг друга на полу. Воспитатель показывает. Хлопает левой рукой по левому колену, дети должны это движение повторить. Затем взрослый хлопает по правому колену, дети повторяют одновременно и это движение и предыдущее. игра продолжается до тех пор, пока в композицию не войдет 7-10 движений.

Дети сидят на корточках в парах. держась за руки (разговаривают, шутят. По сигналу одновременно подпрыгивают. Затем под музыку одновременно притопывают ногами по показу воспитателя, выполняют приставные шаги с приседанием, затем кружатся, держась за руки. После окончания музыки останавливаются и кланяются.

После проведения таких игр детей становятся наиболее спокойными, собранными,родителям легче понять своих детей и выбрать наиболее эффективную форму взаимодействия.

Дидактические игры и упражнения для детей 5–6 лет «Числовой ряд» Цель: закрепить знание последовательности чмсел в натуральном ряду. Ход игры: двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают.

Игровые упражнения для детей 2–3 лет по ФЭМП Игровые упражнения «Что катится, что не катится». Воспитатель вносит в группу закрытую коробку с шарами, гремит ими и предлагает детям посмотреть,.

Игры и упражнения для снятия нервно-психического напряжения у дошкольников 3–7 лет Игры и упражнения для снятия нервно-психического напряжения у дошкольников (5- 6 лет) Содержание: 1. Волшебный сон 2. Согреем бабочку.

Игры и упражнения с карандашами для детей любого возраста “Шуршалочка” Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. Послушайте, как он “ шуршит. ” Разогреем ладошки. “Пошумим “ у правого.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 2–3-лет ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО-ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ На втором и третьем голу жизни происходит дальнейшее развитие.

Упражнения и игры для развития речи детей 1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика. Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Упражнения и развивающие игры для ребенка 2–3 лет Игры с детьми данного возраста имеют свою специфику: • предоставление большей самостоятельности ребенку, • уважительное отношение к ребенку,.

Упражнения на релаксацию для детей 6–7 лет Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление) Известно,что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно взволнован, возбужден.

Занятия, игры и упражнения по преодолению страхов детей 5–7 лет ЗАНЯТИЕ 1. “ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я” Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное.

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию