Релаксационные упражнения для детей

Релаксационные игры для детей

Релаксационные игры – это способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста. Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет, усталость. Предлагаю вашему вниманию релаксационные игры, которые помогут снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создать у него положительные эмоции, успокоят его и наладят сон.

Существуют разные релаксационные игры:

  • игры помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;
  • игры помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;
  • игры с прицепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистей рук с обычной бельевой прицепкой;
  • игры «усыплялки», колыбельные.

Игры на основе нервно-мышечной релаксации

«Поймай бабочку»

Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Выполнение: ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно.

Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Мороженое»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Детям предлагается поиграть в «мороженое». Вы – мороженое, вас только что достали из холодильника, оно твердое как камень, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими.

«Холодно – жарко»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Выполнение: Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер, вам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер….

«Сорока-ворона»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Выполнение: Дети сидят в парах на стульях, проговаривая слова-потешки, по-очереди массируют друг другу пальчики правой рук, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг другу ладошки.

Сорока – ворона кашу варила,
Сорока – ворона деток кормила,
Этому дала, и этому дала
И этому дала, и этому дала

А самому маленькому –
Из большой миски
Да большой ложкой
Всех накормила.

Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой

«Часики»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона. Монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции.

Проведение: сегодня мы будем с вами часиками. Станьте прямо, ножки слегка расставьте, ручки опустите вниз. Мама часики завела, и они стали тикать: тик-так. Размахивание руками вперед назад.

«Согреем бабочку»

Цель: достичь релаксации достичь релаксации через дыхательные техники.

Ведущий показывает на ладошке воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки (дыхательное упражнение: открыть рот и произнести длительный звук “А”). Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают глубокий вдох через нос и выдох через рот (на выдохе вытянуть губы трубочкой, произнести долгий звук “У”).

Игры с прицепками

«Зайчик и собака»

Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развивать воображение.

Читается стихотворение и выполняется действие.

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять (пальцы левой руки показывают «зайчика»).
Вдруг охотник выбегает и собачку выпускает.
Собачка злая лает (правая рука открывает и закрывает прищепку, изображая, как лает собачка).
Зайчик убегает (левая рука убирается за спину).

Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.

Ритмично открывать и закрывать «ротик» прищепки сопровождая действия проговариванием стихотворного текста.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
​Ротик открывает, зайчиков пугает.

«Птичка»

Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.

Действия с прицепкой сопровождается текстом.

Птичка клювом повела (рука с прицепкой поворачивается из стороны в сторону),
Птичка зернышки нашла (другая рука показывает ладошку с воображаемыми зернышками),
Птичка зернышки поела (пощипывание прищепкой ладошки),
Птичка песенку запела (прищепку ритмично открывают и закрывают «ротик»-поет. Психолог и дети напевают: ля-ля-ля).

«Пальчики»

Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.

Выполнять движения в такт стихотворению:

Пальчик, пальчик шевелись:
И согнись, и разогнись.
Шевелиться вам не лень
Час, и два, и целый день.

Игры – «усыплялки», колыбельные

Иоганнес Брамс. Колыбельная
скачать видео

Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, увещевают. И даже лечат, ведь недаром слова некоторых колыбельных​ напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие болезни и горести». Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов. Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживанием ручек, ножек, спинки, волос. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если педагог делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются, быстро отходят ко сну. Впоследствии они засыпают, едва педагог начинает напевать или проговаривать. Дети, приученные отдаваться потоку образных представлений, станут спать глубоким, крепким сном. Будет у малыша продолжительный спокойный сон – будет и здоровье. Вот почему так много внимания испокон веков уделяется ритуалу отхождения ко сну. Чтобы использовать «усыплялки» и колыбельные как способ релаксации, не обязательно уметь петь, можно задушевно и ласково проговаривать.

«Малышам всем спать пора»

Цель: подготовка ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша.

Педагог читает колыбельную, сопровождая поглаживанием каждого ребенка.

Нашим пальчикам спать пора,
Нашим ручкам спать пора,
Нашим глазкам спать пора,
Нашим ножкам спать пора,
И животику спать пора,
Спинке тоже спать пора,
Малышам всем спать пора.

«Усыплялки» для ладошек»

Цель: подготовить ко сну, снять отрицательные эмоции и напряжение с рук.

Дети лежат в кроватках, педагог проговаривает слова, сопровождая их движением.

Устали наши ладошки, хотят отдохнуть немножко (показать ладони, несколько раз расслабленно встряхнуть ими).
Они собирали игрушки (показать как собирали невидимые игрушки).
С мамой лепили плюшки (полепить из невидимого теста).
С бабулей варили кашку (перемешивать невидимую кашку).
Рвали в саду ромашки (сорвать несколько раз).
Кидали хлебные крошки
Воробушкам на дорожке (собирать пальцы горсткой, перебирая ими, кидая не видимые крошки).
Устал наши ладошки,
Пускай отдохнут немножко (сложить ладони одну на другую, расслабить руки).

«Игрушки»

Колыбельные песни В. Рябковой
скачать видео

Цель: подготовить ко сну, снять напряжение.

Дети в кроватках, педагог настраивает детей на сон.

Спать пора!
Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,
Слоник тоже хочет спать,
Хобот опускает слон,
Видит сладкий, дивный сон.

Наши детки тоже спят,
Тихо носики сопят.
Мягкие подушки
Согревают ушки.
Глазки закрываются,
Сказки начинаются.

Релаксационные упражнения для детей и взрослых

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • это интересно (22)
  • консультации для педагогов (22)
  • консультации для родителей (39)

Релаксационные упражнения для детей и взрослых

Многие релаксационные упражнения очень просты, а главное – абсолютно безвредны. Описанные ниже упражнения подходят как взрослым, так и детям. Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрети уверенность и бодрость. Расслабляться можно не только с помощью дыхательных техник и упражнений на мышечную релаксацию. Возможно и расслабление через образы – так называемые визуализации – зрительные представления.

Дыхательные упражнения.

• Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох.

• Задержите дыхание на четыре секунды.

• Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.

• Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.

•Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее.

А следующие упражнения на дыхательную релаксацию можно предлагать даже детям старшего дошкольного.

Упражнение «Задуй свечу».

• Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».

Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение «Ленивая кошечка».

• Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.

• Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Также повторите упражнение несколько раз.

Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

Следующий способ релаксации – это мышечное расслабление.

При регулярных занятиях также снимается (и в дальнейшем не накапливается) напряжение, улучшается сон, настроение и работоспособность.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев».

• Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

• Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Упражнение «Лимон».

• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.

• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Выполните это же упражнение левой рукой.

Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Расслабляться можно не только с помощью дыхательных техник и упражнений на мышечную релаксацию. Возможно и расслабление через образы – так называемые визуализации зрительные представления .

Наши образы имеют над нами магическую власть. Они могут быть деструктивными (разрушающими) и оказывать негативное влияние на нашу жизнь. Настойчиво лелея их в своем сознании, – например, представляя себя больным, беспомощным, несчастным, – мы действительно увеличиваем вероятность болезней и несчастий. Ведь каждый из нас действует в соответствии с имеющимся «образом себя». И если мы «видим» себя печальным или злым, то большую часть времени будем именно печалиться и злиться.

Читать еще:  Настойка прополиса при гастрите

Но образы могут быть и позитивными, вызывающими состояние уверенности, спокойствия, радости, силы.

Например, для расслабления можно использовать следующие образы:

• Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело

• Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость

• Вы лежите на нагретом песке – на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей

При поиске наиболее близкого для вас образа дайте волю своему воображению. Возможно, к вам придет несколько образов. Не спешите с ними расставаться. Прочувствуйте, каким образом они действуют на ваше состояние. Возможно, вы сможете «соединить» эти образы в единую картинку, или это будет серия картинок.

Если вам не приходят на ум символические образы, вспомните какие-нибудь ситуации из личного опыта, когда вы испытывали спокойствие, расслабленность и комфорт. Даже мимолетное «погружение» в приятную ситуацию благотворно воздействует на наше самочувствие. Не стоит торопиться выходить из созданного образа. Постарайтесь получше рассмотреть все детали, почувствовать те ощущения, которые этот образ заключает в себе.

При успешной тренировке через некоторое время вам будет достаточно только вспомнить ваш образ, и тело на уровне мышечной памяти воспроизведет состояние расслабления.

Ниже в качестве примера приведены традиционные тексты упражнений на мышечную релаксацию с использованием зрительных образов.

У пражнение «Птица, расправляющая крылья».

• Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Повторите упражнение 5–7 раз.

Упражнение «Раздувающийся шар».

• Представьте, что у вас в руках туго надутый шар. Вы держите его в руках. Ощутите его упругую поверхность. Шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рвется ввысь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его. Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза.

В некоторых упражнениях достичь расслабления и спокойствия помогает управляемая фантазия. Образы в таких упражнениях часто сочетаются с текстами внушений – это релаксация с элементами аутотренинга.

Аутотренинг – метод воздействия на свое физическое и эмоциональное состояние благодаря самовнушению. Аутотренинг эффективен для кратковременного отдыха, по-давления стрессов и излишней возбудимости.

Аутогенная тренировка (от греч. autos — сам и англ. training — тренировка, специальный тренировочный режим) — метод самовнушения, разработанный немецким психотерапевтом И. Шульцем в 1932 г. Этот метод предполагает обучение людей мышечной релаксации (расслаблению) и самовнушению, в целях последующего самостоятельного использования для воздействия на своё психическое и физическое состояние.

Такие несложные помогающие тексты взрослый может составлять сам – и для «личного пользования», и в помощь детям. Главное – чтобы слова были позитивно окрашенными (избегайте частичек «не») и соответствующими ситуации. Например, можно использовать следующие внушения: «Я спокоен. Я уверен в себе. У меня все получится. Я смогу достичь своей цели». Или: «Я отдыхаю. Мое тело расслабляется. Мне тепло и спокойно».

Образы для релаксаций могут быть и более сложными. Некоторые упражнения похожи на целые путешествия, конечная цель которых – хорошее настроение и самочувствие.

Упражнение «Полет белой птицы».

Это упражнение особенно полезно выполнять вечером, например, в конце напряженного дня для снятия усталости и обретения новых сил и душевного равновесия.

Расположитесь как можно удобнее и расслабьтесь: закройте глаза, успокойте свое дыхание. Произнесите про себя следующий текст:

«Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо.

В небе плавно летит белая птица.

Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам(а) – эта белая птица. Я лечу в спокойном синем небе, подо мной спокойное синее море. Вдали показался желтый песчаный берег, он все ближе и ближе.

Я подлетаю, опускаюсь на теплый желтый песок, снова превращаюсь в человека и ложусь на спину.

Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное синее небо, я расслаблен(а), я отдыхаю.

Ступней моих ног коснулась приятная прохлада, приятная прохлада заполнила мышцы ног, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила руки и грудь, мне легко дышать, приятная прохлада заполнила шею и голову; голова ясная и чистая. Все тело заполнено приятной прохладой, голова ясная и чистая, мышцы легкие и бодрые, три глубоких вдоха, открываю глаза, встаю.

Десять лучших методов релаксации для детей

Десять лучших методов релаксации для детей

От страха темноты до попыток справиться с давлением сверстников – каждый ребенок испытывает свои собственные страхи, тревоги и переживает свои особые стрессогенные ситуации. Вам стоит обучить детей некоторым из наиболее эффективных методов релаксации, чтобы помочь им управлять их ежедневными стрессами. Тем самым вы дадите детям необходимые инструменты, которые будут помогать им на протяжении всей жизни.

Десять великолепных способов помочь детям расслабиться

Существует множество методов, которые дети могут использовать, чтобы снизить уровень напряжения и расслабиться. Каждый из них по-разному эффективен и воспринимается индивидуально. Попробуйте для начала обучить ребенка одному-двум из представленных далее методов, а затем постепенно обучайте остальным по мере его готовности.

1. Глубокое дыхание. Глубокое дыхание – это эффективный способ замедления естественной реакции организма на стресс. Оно замедляет сердечный ритм, снижает кровяное давление и обеспечивает чувство уверенности. Этот простой метод подходит практически всем.

  • Вдохните глубоко.
  • Задержите дыхание на мгновение.
  • Медленно выдохните.

Продолжайте дышать глубоко, пока не обретете чувство покоя.

2. Прогрессирующая релаксация мышц. Прогрессирующая релаксация мышц – это прекрасный способ снять стресс. Релаксация достигается путем напряжения и последующего расслабления различных групп мышц тела.

  • Лицо – попросите ребенка наморщить нос и лоб, будто он нюхает что-то неприятное, а затем расслабить лицо. Повторить три раза.
  • Челюсти – попросите ребенка плотно сжать челюсти, будто он собака, которая висит на кости, а затем отпустить воображаемую кость и полностью разомкнуть челюсти. Повторить три раза.
  • Руки и плечи – попросите ребенка вытянуть руки перед собой, затем поднять их над головой и потянуться как можно выше. После этого пусть ребенок опустит вниз и расслабит руки. Повторить три раза.
  • Кисти рук – пусть ребенок представит, будто он изо всех сил сжимает апельсин одной рукой, а затем бросает его на пол и расслабляет кисть и руку. Повторить три раза, а затем выполнить упражнение другой рукой.
  • Живот – пусть ребенок ляжет на спину и всего на мгновение максимально напряжет мышцы живота. Затем пусть расслабит живот. Повторить три раза, а затем выполнить это же упражнение стоя.
  • Ноги и ступни – попросите ребенка стоя вдавить пальцы ног в пол, будто он проделывает это с песком на пляже. Пусть поочередно вдавливает каждый палец в пол и расставит их настолько, чтобы чувствовать напряжение в ногах, а затем расслабится. Повторить три раза.

Выполняя эти упражнения, попросите ребенка наблюдать, как хорошо чувствует себя тело, когда он расслабляет каждую его часть. Цель выполнения этих упражнений заключается в том, чтобы достичь полного расслабления мышц тела.

3. Физические упражнения. Физические упражнения – это отличный вид отдыха. Ходьба, бег, плавание и активные игры – это те виды упражнений, которые нравятся детям. Однако не забывайте заниматься под музыку. Есть много прекрасных CD и DVD с упражнениями для любых возрастных категорий.

4. Визуализация. Визуализация также известна как метод визуально управляемых образов. Эта техника использует воображение, чтобы замедлить мозговую деятельность и избавиться от негативных мыслей и тревог. Этот метод особенно эффективен после выполнения прогрессирующей релаксации мышц и позволяет сначала расслабить мышцы, а затем успокоить ум. Представление при помощи силы воображения прекрасного, спокойного места – это один из видов визуализации для снижения уровня стресса, доступный почти любому ребенку. Также может быть полезна цветовая визуализация, ей легко обучить ребенка.

  • Попросите ребенка представить в воображении любимый цвет, который заставляет его чувствовать себя спокойно и безопасно.
  • Пусть он представит, что «вдыхает» этот цвет в себя и распространяет его по всему телу вместе с выдохом.
  • Пусть ребенок продолжает визуализировать, пока не наполнится этим особым расслабляющим цветом.

Вместо цвета можно использовать успокаивающий звук, особенный аромат или чувство тепла или света.

5. Смех. Смех – это прекрасный способ снять стресс и помочь организму расслабиться.

Вот несколько способов заставить ребенка смеяться:

  • рассказывайте анекдоты;
  • корчите рожицы по очереди;
  • смотрите смешные мультфильмы;
Читать еще:  Имбирь при поносе

6. Растяжка. Растяжка снимает накопленное напряжение в мышцах. Научите ребенка аккуратно растягивать каждую группу мышц и чувствовать при этом, как они постепенно расслабляются.

7. Музыка. Прослушивание успокаивающей музыки может помочь ребенку сосредоточиться. Даже очень маленькие дети могут наслаждаться расслабляющей классической музыкой.

8. Медитативные техники. Медитативные техники – йога, например, – расслабляют и ум, и тело. Вот простая техника, которую ваш ребенок может использовать как в домашних условиях, так и в школе.

  • Когда ребенок сидит на кровати дома или за партой перед началом урока, пусть он положит руки на колени и закроет глаза.
  • Следующий шаг – медленные и равномерные вдохи и выдохи.
  • Каждый вдох и выдох считается, как один счет, ребенок должен ровно дышать, по крайней мере, до пятидесяти (в классе пусть попробует дышать до тридцати).
  • Когда ребенок освоит эту технику, ему необходимо сосредоточиться и слушать свое дыхание. Если у него будет получаться, ребенок начнет чувствовать себя более спокойным и сосредоточенным.
  • Когда он закончит считать до пятидесяти, ему нужно сделать очень глубокий вдох, медленно выдохнуть и открыть глаза.

9. Объятия. Поощряйте ребенка, когда он прижимает к себе домашнего питомца или обнимает любимого человека. Такое взаимодействие снижает кровяное давление и уменьшает количество гормонов стресса.

10. Напряжение пальцев ног. Напряжение пальцев ног снимает напряжение остальной части тела. Это простое упражнение следует повторять по десять раз в одном подходе.

  • Лягте на спину и почувствуйте пальцы ног.
  • С помощью мышц согните все десять пальцев ног в направлении лица и считайте до десяти.
  • Расслабьте пальцы и посчитайте до десяти.

Выполняйте упражнения вместе.

Многие из методов в этом списке эффективны для людей любого возраста. Не стесняйтесь изменять любой из методов, чтобы сделать их подходящими для возраста вашего ребенка, и не упускайте возможности участвовать сами. Снижение уровня напряжения и релаксация родителей положительно влияют на ребенка.

Релаксационные упражнения для детей

Капризы, усталость, нарушенный сон, отсутствие аппетита. Порой родители не могут понять, что происходит с их маленьким чадом. Все очень просто: малыши практически всегда пребывают в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Причин для этого предостаточно: стрессовые ситуации, адаптация, кризисный возраст, усталость, перенапряжение. На протяжении дня кроха получает такой объем информации, что его организму непросто с ней справиться. Отсюда и сильный стресс, который отражается на поведении карапуза.

Получить положительные эмоции, снять напряжение и устранить нервозность помогают специальные релаксационные упражнения для снятия стресса у детей. Ведь для формирования здоровой психики ребенку нужно уметь расслабляться.

Релаксационные игры в детском саду

Кто из детей не любит игры. Именно такая форма – игровая – активно используется при проведении релаксационных упражнений для детей раннего возраста.Преимущество таких упражнений состоит в том, что их можно выполнять в любой момент, и они не требуют дополнительного инвентаря. Методика подбирается с учетом возраста и склонностей детишек.

Например, снять возбуждение и успокоить ребятишек перед тихим часом помогает дыхательная гимнастика. Ее лучше проводить на свежем воздухе, чтобы организм кроме упокоения получил еще и кислородное обогащение.

Для расслабления мышц можно провести простое и несложное упражнение. Предложите малышам минут на 10 сжать кулачки или напрячь животики, а потом «отпустить» состояние напряжения. Для того чтобы результат был максимальным, релаксацию нужно проводить в полулежачей позе.

Прекрасным способом релаксации является звуковая терапия. Детишки с интересом и удовольствием слушают шум леса, морского прибоя либо дождя. Кроме того, они еще и пытаются представить картинку в своем воображении. Это не только успокаивает, но прекрасно поднимает настроение.

Дети старшего дошкольного возраста отлично воспринимают арт-терапию, или другими словами – творческие занятия: рисование, конструирование, лепку. Во время таких упражнений у малышей снимается психоэмоциональное напряжение, вдобавок происходит еще и творческое развитие.

Релаксационные упражнения для школьников

Научить малыша расслабляться и контролировать свое эмоциональное состояние необходимо до школьного возраста. Первоклассник уже должен уметь самостоятельно успокаиваться после веселой перемены и сосредотачиваться на получении новой информации. Для младших школьников наиболее подходят дыхательная гимнастика либо метод аутотренинга.

Снять возбуждение и переключиться на учебный процесс помогает глубокое дыхание. Ребенку нужно сделать медленный вдох через нос, а вот выдох нужно производить ртом. Несколько таких упражнений – и ребенок готов к уроку!

Что касается аутотренинга, то мысленный спуск на парашюте поможет школьнику переключиться на умственную деятельность еще до «воображаемого» приземления.

Расслабление – это важная составляющая полноценного развития детей. Но умение расслабляться приходит не сразу. Для этого нужно ежедневно проводить релаксационные занятия. Всего 10-15 минут в день помогут исключить многие проблемы, с которыми сталкиваются дети школьного возраста.

Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону для детей

Эдмунд Джекобсон, американский невролог, разработал комплекс релаксационных упражнений для мышечной системы. Постоянные стрессы и подавление эмоций приводят к мышечным зажимам. Автор методики обнаружил, что эмоциональное состояние и мышечный тонус очень тесно взаимосвязаны, поэтому его упражнения помогают расслабить мышечную систему и нормализовать психоэмоциональное состояние. И, что немаловажно, релаксация по Джекобсону полезна не только для детей, но и для их родителей.

Перед тем как перейти непосредственно к упражнениям, стоит обратить внимание на важные условия релаксации:

  • удобное положение тела (лежа либо сидя);
  • напряжение мышц происходит на вдохе, а расслабление – на выдохе (не более 5 секунд);
  • каждое упражнение нужно выполнять дважды.

А теперь предлагаем комплекс релаксационных упражнений для детей:

  • «Сосулька». Максимально сжимаем кисти рук, затем расслабляем.
  • «Дотянуться до облачка». Нужно вытянуть ручки вперед, как будто что-то нужно достать. Затем расслабляем их и опускаем на выдохе. После этого ручки поднимаем вверх и пробуем мысленно дотянуться к облачку и вновь опускаем их.
  • «Бабочка». Так, как бабочка складывает свои крылышки, так же детки должны свести свои лопатки. После чего они вновь расправляют свои «крылья».
  • «Черепашка». Предложите деткам ощутить себя черепашкой, которая пытается спрятать свою головку в панцирь (малыши поднимают свои плечики к ушкам), а затем высовывают ее из своего «домика».
  • «Пяточки – носочки». Сначала дети пробуют потянуть свои пяточки к коленкам, после чего расслабляют ножки. Затем тянут носочки и также на выдохе расслабляют.
  • «Сморщенное личико». Малыши морщат носик, лобик, щечки, глазки, как будто они скушали очень кислый лимон. На выдохе детки расслабляют мышцы лица.
  • «Улыбка». Предложите ребенку максимально широко улыбнуться. Выдыхая, он должен сделать губки трубочкой и издать какой-нибудь звук.

Желательно, чтобы родители выполняли такие упражнения вместе со своими детками и не забывали при этом хвалить свое чадо.

Релаксационные упражнения для агрессивных детей

Уметь релаксировать важно всем малышам, но деткам с повышенной тревожностью и агрессивностью это просто необходимо.

Для начала следует позаботиться о месте проведения занятий. Очень важно, чтобы тревожный ребенок чувствовал себя комфортно, поэтому уютная комнатка с нежной цветовой гаммой создаст нужную атмосферу и не вызовет агрессивность у малыша.

Что касается релаксационных упражнений, то для такой категории малышей полезными будут занятия для расслабления мышечной системы. Например, «Драка». Предложите ребенку представить ситуацию, будто бы он поссорился со свои другом. Ребенок готовится к предстоящей драке, при этом ручки у него должны быть как можно сильнее сжаты в кулачки, а челюсти сомкнуты. Попросите его зафиксировавать такое состояние на несколько минут, а затем вспомнить хорошие поступки друга – и отпустить напряжение.

Отлично снимает агрессию аутотренинг. Ведь, представляя себя спокойным человеком, мы в итоге ним и становимся. Мысленная прогулка по лесу либо морскому побережью снимет излишнее напряжение и подарит позитивные эмоции.

Глубокая дыхательная гимнастика просто необходима деткам с повышенной агрессивностью. Поэтому несколько глубоких вдохов и выдохов помогут ребенку стать намного спокойнее и умиротвореннее.

Очень важно, чтобы во время релаксационных упражнений присутствовал телесный контакт. Агрессивных малышей необходимо научить нормально воспринимать других людей и относиться к ним без злости и недоверия.

Релаксационные упражнения для детей с заиканием

Учеными доказано, что речевая деятельность и психика взаимосвязаны. Поэтому коррекция заикания у детей включает не только работу логопеда, но и релаксационные упражнения, чтобы расслабить мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Заикающийся малыш, пытаясь что-то рассказать, настолько сильно напрягает мышцы лица и горла, что в итоге напряжение испытывает вся мышечная система тела. Поэтому очень важно сначала провести упражнения, которые помогут снять общее напряжение, а уже потом провести занятия для расслабления речевого аппарата. Завершать комплекс упражнений нужно дыхательной гимнастикой. Кстати, для коррекции можно воспользоваться методикой Джекобсона.

Релаксационные упражнения для детей с ДЦП

Ребятишкам с детским церебральным параличем помогут расслабляющие и дыхательные упражнения, цель которых – снизить мышечную зажатость и снять эмоциональное напряжение. Кроме того, занятия помогут увеличить двигательную активность и повысить у детей уровень самоконтроля.

Упражнение «Давай познакомимся!»

Предложите ребенку присесть на коврик. Затем, сделав глубокий вдох, малыш должен медленно поднять ручки вверх, сомкнуть ладони над изголовьем и задержать дыхание. Выдох делаем через рот, при этом ребенок должен наклониться вперед и опустить ручки на пол. На выдохе нужно произнести свое имя, можно и фамилию.

Упражнение «Растущий цветочек»

Инструктор-садовник предлагает малышу представить себя маленьким и сморщенным семенем (ребенок сжимается в клубочек, прячет головку и прикрывает ее ручками). «Взрослый садовник», ухаживая за зернышком, гладит малыша по спинке, по головке – и «ребенок-цветочек» начинает расти. Сначала у него появляются стебелек и листочки (тело и ручки малыша медленно вытягиваются вперед), затем показываются бутоны (кисти сжимаются в кулачки). И, наконец-то, цветок расцветает (кулачки резко разжимаются).

Читать еще:  Кокосовое масло для тела польза

Упражнение «Надоедливая муха»

Предложите малышу прилечь и закрыть глазки. Дальше он должен представить, что лежит на весенней траве, и его согревает солнышко. Но вдруг на лобик села муха. Предложите ребенку пошевелить бровями и согнать ее – муха не улетела, а пересела на одну щечку (ребенок надувает ее), а затем на другую (малыш надувает вторую щеку). Надоедливое насекомое кружится вокруг глаз, попросите его поморгать ими. Муха присела на подбородок – предложите подвигать челюстью.

Упражнения для дыхания «Артист»

Малыш делает глубокий вдох и медленно поднимает ручки над головой. Необходимо на несколько секунд задержать дыхание. Затем выдыхаем, произносим продолжительный звук [а] и опускаем ручки.

Поднимаем медленно руки, только в этот раз фиксируем перед собой, задерживаем дыхание. Выдыхая, произносим продолжительный звук [у] – и опускаем ручки.

Релаксационные упражнения для детей средней группы

Релаксационные упражнения для детей средней группы.

1. Релаксация «Расслабление приятно!»

Цель: обучение расслаблению мышц всего тела. Предлагается ребенку лечь и расслабиться. В это время произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами:
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют.
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно –
Расслабление приятно!

3 – 4 неделя 2. Релаксация «Шалтай-Болтай»
Цель: расслабление мышц рук, спины, груди, развитие умения контролировать свои движения.
Ведущий читает отрывок из стихотворения :
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай,
Свалился во сне.
Все участники поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Как только дети услышат слова «свалился во сне», они резко наклоняют корпус вниз.

1 – 2 неделя 3. Релаксация «Кулачки»
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Дети сидят на полу. Инструкция: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Слушаем и делаем как я. Спокойно! Вдох – пауза, выдох – пауза!» Повторить 3 раза.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем. (легко поднять и уронить расслабленную кисть)
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.

3 – 4 неделя 4. Релаксация «Олени»
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Инструкция: «Представьте себе, что вы – олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Посмотрите: мы – олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко».

5. Релаксация «Звуки прибоя»
Цель: обучение расслаблению мышц всего тела.
Звучит медленная музыка. Дети лежат на ковре. Ведущий: «Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (дети лежат 20 секунд в тишине). Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги — нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух. Вдох — выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди — становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух. Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся. Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (дети несколько секунд лежат и слушают). Но пора идти, мы медленно встаем, потягиваемся и идем отдыхать. »

3 – 4 неделя 6. Релаксация «Тряпичная кукла и солдат»
Цель: упражнение на релаксацию.
Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так. А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.) Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом. (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой. Повторить несколько раз.
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. Теперь — с верхней части ног и ступней.

7. Релаксация «Штанга»
Цель: учить расслаблению мышц рук, ног, корпуса.
Дети стоят. Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза»
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом (наклониться вперед).
Штангу с пола поднимаем (выпрямить руки вверх).
Крепко держим.
И бросаем!
Наши мышцы не устали,
И еще послушней стали.
Нам становится понятно:
Расслабление приятно.
Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

3 – 4 неделя 8. Упражнение «Дерево»
Цель: релаксация, настрой на работу.
Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба: «Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи. Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то, увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру».

9. Упражнение «Волна»

Цель: обучение расслаблению мышц всего тела.

Расслабляюсь на спине,

как медуза на волне…

Тихо плещется волна…

Нас баюкает она…

Баю – бай, баю – бай,

Глазки тихо закрывай…

Вот прохладный ветерок

Пробежал по телу…

Отдохнули! Вновь пора

браться нам за дело!

(И. п: лёжа на спине, раскинув руки и ноги в стороны, желательно музыкальное сопровождение под спокойное чтение текста)

10. Релаксация «Рыбки»

Цель: обучение расслаблению мышц рук, ног, корпуса.

– Представьте себе, что вы – рыбки.

В чистой, ласковой водице

Чешуёй златой сверкая,

Кружится, играя стая…

Вниз их манит тишина,

Глубина… не видно дна…

Рыбки, рыбки вниз пошли,

рыбки, рыбки все легли…

глазки все прикрыли…

хвостик тоже не играет…

рыбка мышцы расслабляет…

здесь покой и тишина…

тихо плещется волна…

Вот луч солнца засверкал,

Рыбок всех он вверх позвал!

Встаньте все… вернёмся в зал!

(после имитационного движения «рыбки» – дети опускаются на ковёр, руки и ноги в стороны, полное расслабление мышц туловища и конечностей, музыкальное сопровождение желательно)

11. Релаксация «Кот».

Цель: учить напрягать и расслаблять свои мышцы.

– Представьте себе, что вы – котик.

Как у наших у ворот,

На траве улёгся кот.

Глазки он свои прикрыл…

Хвостик рыжий распушил…

Он расслабил коготки,

стали лапочки легки.

Он расслабил свой животик –

Вот какой хороший котик:

Всё своё расслабил тело –

Для здоровья это дело!

Будет котик отдыхать,

А потом опять играть!

(дети сидят на ковре, имитируя спящего кота, ноги раздвинуты в стороны, руки на коленях).

12. Релаксация «Бабочка».

Цель: учить напрягать и расслаблять свои мышцы в разных позах.

– Представьте себе, что вы – бабочка.

Всё к цветам летала.

Крылья стали уставать,

Видно, надо отдыхать.

Вот присела на цветок,

И головку свесила,

Да и снова полетела.

(дети, выполняя движения по тексту, учатся напрягать и расслаблять свои мышцы в разных позах, в данном случае, присев на корточки или «по – турецки», скрестив ноги)

1 – 2 неделя 13. Релаксация «Самолеты». Цель: учить напрягать и расслаблять свои мышцы. Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.

Руки в стороны, в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед, левое крыло вперед, Улетает самолет. Впереди огни зажглись, К облакам мы поднялись. Вот лес, мы тут приготовим парашют. Парашюты все раскрылись, Мы легонько приземлились.

14. Релаксация «Сосулька». Цель: обучение расслаблению мышц рук, шеи. На 1 строку – мышечное напряжение, руки над головой, тянемся вверх. На 2 строку – мышечное расслабление, руки расслаблены, висят, голова опущена.

У нас под крышей сосулька висит, Солнце взойдет, сосулька растает и упадет.

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию